Правда, которая страшнее вымысла
Все лишнее сразу пошло в костер. Горели заготовленные впрок гражданские костюмы, обувь и другие вещи, в которых мечталось щеголять дома. Горели письма от родителей и любимых девушек, горели все связи с прошлым, - вспоминает Николай Павлович.
Затем были тяжелые арьергардные бои, выстрелы в спину литовских националистов, окружение, прорыв и снова окружение. Через два месяца после начала войны Апатенко ранило в ногу и голову. Выжил солдат благодаря жительницам ныне исчезнувшей деревушки - Ирине Ивановне и ее дочери Надежде. Рискуя собой - ведь за помощь раненым красноармейцам немцы расстреливали, - они выходили его. Однако отсиживаться за женскими юбками он не собирался...
Пробираясь к своим, ослабевший от голода 23-летний красноармеец в районе города Порхов попал в плен и чудом остался жив. Возможно, немецкие танкисты прониклись уважением к шатающемуся на ветру солдату, который остался верен воинскому долгу, не спрятал документы и не сменил военную форму на гражданскую одежду. Эта стойкость характера и вера в победу позволили рядовому Красной Армии сохранить самоуважение и не опуститься в концентрационных лагерях. А потерять человеческий облик было легко: голод, унижения, непосильная работа....
О двух годах, проведенных в лагере смерти, Николай Павлович говорит без самовос-хваления или псевдогероизма. Вспоминает, как подбирал объедки на мусорной свалке, как боролся за право попасть работать на «хороший» объект - на разгрузку продовольствия. Говорит и о том, как вера в Победу позволила ему, как и многим миллионам военно-пленных, сохранить верность Родине. Даже в нечеловеческих условиях заключенные боролись – саботировали разгрузку боеприпасов, а весной 1943 года Николай вместе с лагерным товарищем бежал.
В лесах Калининской области беглецы встретились с партизанским отрядом. Долгожданная встреча прошла в обстановке недоверия, ведь приказ Сталина о том, что советские солдаты, сдавшиеся в плен, являются изменниками и врагами Родины, никто не отменял. Проверку на верность Отчизне беглецы проходили в боевых операциях.
После войны бывший партизан еще долгое время занимался разминированием пахотных земель, налаживал телефонную связь. Вырастил двух сыновей. Несмотря на свои годы, Николай Павлович участвовал в Параде на Красной площади, посвященном 60-летию Победы.