Александр Ростов - заслуженный артист России, актер театра драмы, юбиляр...
Итак, кем доводилось быть на сцене Александру Ростову? В знаменитой «Русалочке», побившей все мыслимые рекорды успеха и долгожительства, - сказочным Принцем. В гротескно-философичном «Собачьем сердце» - Шариковым. В красочно-историческом «Фаворите» - удалым и мудрым Скоморохом. В пронзительной «Белой гвардии» - блистательным поручиком Шервинским. А в сатирической комедии «Очень простая история» - и вовсе Петухом! И каждый раз артист предстает перед нами неожиданно новым, интересным.
Заметила такую закономерность: даже в слабом по драматургии или режиссуре спектакле персонажи, исполняемые Ростовым, цепляют зрительское внимание, а то и душу. Таким был, например, истинно народный герой, несмотря на то, что придворный поэт - Михайло Кустов в «Царской охоте». Сколько сердца и ума в жалком с виду пьянчуге, не шибко крупном сочинителе, прикормленном графом Орловым! Актер сумел наполнить своего героя теми трудно уловимыми приметами Личности, благодаря которым его скромный «пиит» воспринимается серьезнее и ближе, чем главные действующие лица. Этот «маленький человек» вырастает в наших глазах в, не побоюсь громкого слова, Гражданина. И делает это Актер, делясь с героем частью собственной души, собственного нравственного, если угодно, багажа! Александр Ростов являет собой яркого представителя русского психологического театра в его лучших традициях. Как Актер думающий, он прекрасно сознает степень своей ответственности и помнит о том, что театр - это не шоу, театр в России всегда был духовным чистилищем, каких бы жанров пьесы не шли на его подмостках.
А уж если постановка сама по себе глубока и выразительна, то Ростов в ней - тем более! Вспомним, например, искрометную, насыщенную событиями и забавными перипетиями комедию «Слишком женатый таксист»: герой Ростова - запутавшийся в личных делах таксист Джон, на мой взгляд, одна из лучших его работ в этом жанре. И хотя я просто не знаю ни одной неудачной роли Ростова (слежу за его творчеством уже почти два десятилетия), в «Таксисте» он в особенно полной мере демонстрирует и виртуозное сценическое мастерство, и подлинное вдохновение, и совершенно неподражаемую органику. При том что роль-то сама не так уж и выигрышна по части мизансцен, артист выжимает из нее максимум возможного. Его герою приходится не только выпутываться из целой серии щекотливых ситуаций, но и психологически преображаться. А ведь это, пожалуй, самое важное условие успеха: показать образ в развитии, раскрыть глубинные движения его души... Много лет отлично помню собственное потрясение - именно так! - от того, как Александр «сделал» характер короля Карла Хl в «Королеве Марго». Актеру удалось так трепетно-точно выразить человечески страшный трагизм, что его герой виделся нам уже совсем не королевской «особой», а достойным всемерного сочувствия образчиком глубоко несчастной судьбы... Вот отчего мне порой бывает немного жаль, что режиссеры чаще эксплуатируют человеческую живость и внешнюю легкость артиста, способного на такие мощные сценические поступки. Ибо по-настоящему серьезная роль - это Поступок. Впрочем, Ростов умеет и в «легких» жанрах лепить живые, реальные характеры. Не надо далеко ходить за примером: недавняя премьера в театре спектакля «Свидание по средам» дала нам еще одну радостно-счастливую возможность убедиться в профессиональных качествах и глубине актерского дарования.
За Александром Ростовым давно и прочно закрепилось амплуа всеобщего любимца и баловня судьбы. Как теперь говорят: имидж такой. Но ведь имидж - не витрина, за ним - со-дер-жа-ни-е! А у содержания - свои истоки. Выросший в небольшом чисто русском городке текстильщиков Вычуга Ивановской области парень из рабочей семьи, где отец играл на гармони, а мама пела, он всегда стремился быть «на виду». А первые уроки театрального искусства получил от... собственной бабушки, знаменитой в Вычуге плакальщицы. Навсегда впечатались в память и душу «постановки» этого своего рода печально-обрядового православно-народного «театра». Там были свои «сценарии» и «мизансцены», свои текстовые наборы и распределение «ролей», свои «сюжеты» и свой, разумеется, катарсис... Оттуда да еще, конечно же, с самозабвенной декламации стихов на концертах школьной самодеятельности пошел настоящий русский актер. Учеба в театральном вузе дала понимание профессии, а вот талант плюс призвание живут в нем с первого вздоха. Вдумаемся в слово призвание: человек, стало быть, призван на свою, только ему предназначенную стезю! А если стезя - Театр, это «неизлечимо». В русском традиционном театре особенно. Кстати, отечественный театр Александр Ростов считает не имеющим себе равных по силе духа. Только в нем переплавлены-выстраданы в мощнейший сплав самые разные и самые страстные чувства, только в нем так накрепко переплетены низкое и высокое, подлое и жертвенное, уродливое и прекрасное. Театр, которому веришь. А это уже храм.
Роли он делит на сыгранные и сделанные. Первые - просто показывают добротную профессиональную работу. Вторые озарены вдохновением и пережиты сердцем Актера. Смолоду учился он за внешним рисунком каждого образа разглядеть Человека. Пусть даже это отъявленный мерзавец, наглый мошенник или легкомысленный повеса. Тем интереснее его «разгрызть»! Старая истина, заключенная в том, что удача приходит к упорным профессионалам, в случае Ростова обязательно должна быть дополнена его несомненным личностным обаянием. Недаром, когда он лишь выходит на сцену, по зрительному залу прокатывается этакий всеобщий вздох: ну вот и он! Артист еще и не сказал ничего, он едва усмехнулся, приподнял бровь и характерным ростовским жестом «принабычился», а публика уже вся в его власти, и никуда она от него не денется до самого финала.
Конечно, нельзя не сказать еще об одной весьма заметной «роли» Александра: роли постановщика многих массовых народных и корпоративных торжеств. Пригласить Ростова отрежиссировать праздничное действо стало на Ставрополье престижно, свидетельствует об уровне вкуса «заказчика». Наиболее полно отразилось это буквально пару месяцев назад, когда вся ставропольская культура впервые отмечала свой профессиональный праздник. Кому же еще вести столь ответственное дело, как не Ростову? И он действительно буквально вдохнул душу в едва зародившуюся традицию, сразу и абсолютно четко обозначив суть Дня работника культуры в суховатой вроде бы формуле: «Мы несем народу духовность». Но ведь как это верно и справедливо по отношению к многотысячной армии подвижников этой самой низкооплачиваемой и самой жертвенной отрасли...
*****
Чего еще желать человеку, если у него есть любимое дело, есть успех, есть любовь и признание? Новых хороших ролей? Так они обязательно будут, и мы еще не раз увидим на сцене совершенно нового Сашу Ростова. Не люблю панибратства, но этим уменьшительным именем хочется лишь выразить добрую «белую» зависть к его неувядаемому жизнелюбию и оптимизму. Пусть как можно чаще озаряет нашу жизнь его замечательная улыбка. А еще хотелось бы чаще слышать то ли с экрана, то ли в концерте, как он поет хорошие песни под гитару...
23 мая 2008 года