Сергей КИРИЛЛОВ: «Кантабиле» и его органный зал 15 лет спустя
- Сергей Сергеевич, кто бы мог предположить, что у нас действительно появится орган, живое звучание Баха, высокое пение скрипок, чудесный голос Ирины Белой и эти дивные «четверги»?! Давайте вспомним, как все начиналось.
- Стоял жесточайший кризис – политический, нравственный, экономический… Кто же это забыл? Но если что-то получилось, то лишь благодаря городу и его руководству. Прежний мэр Михаил Кузьмин и тогдашний начальник краевого управления культуры Анатолий Рыбальченко не просто дали «добро», они проявили политическую волю. Едва ли не все вокруг говорили: ну что такое Ставрополь? Цыганские романсы, блатные песенки, дешевая эстрада – вот это «наше». Но истинные культурные достижения происходят там, где кто-то решается сделать вопреки. Так в нашем городе появился весьма и весьма дорогой инструмент орган и штатный камерный оркестр.
- Поразительно и другое. Вы как-то сказали, что классическая музыка переживает значительный кризис в мире, и тем не менее…
- Конечно, появились миллионные тиражи дисков, суперзвезды, вся эта отвлекающая шумиха, и даже некоторые меломаны стали думать, что хороший лицензионный диск с чистейшим звучанием способен создать эффект живого присутствия на концерте. Но это не так. Душевная жизнь не может быть виртуальной. Ничто не способно заменить участие обычного человека в творческом музыкальном процессе, когда начинается таинственный взаимообмен энергиями, создается особая атмосфера, в которой что-то происходит и это «что-то» - жизнь души.
- Вот откуда целебная сила музыки, но часто кажется, что прекрасные мелодии «даны» и летят к нам, как небесный золотой дождь, а музыкант лишь слегка прикасается к скрипке. Однако, как ни притягательно наваждение, все-таки понимаешь: музыка – это работа, и наверняка у вас есть свои секреты создания репертуара или особого «кирилловского» звучания «Кантабиле».
- Может быть, и есть (смеется). Что такое камерный оркестр? Это струнные инструменты, и значит, не все нам доступно. Мы, к примеру, не можем исполнить симфонию Бетховена, мы – «держатели» барочной музыки, наши композиторы – Бах, Вивальди, Гендель… Но чем строже рамки, тем напряженнее поиск внутри замкнутого пространства. Вообще-то никто не знает, как «причудливы» наши репертуарные поиски. Ноты я ищу по всему свету – через Интернет вхожу в мировые библиотеки, перечитываю сотни нотных листов. Нередко помогают друзья из Киева, откуда я родом. Или знакомый французский священник поделился своей находкой. Так мы и создали собственный репертуар.
- Ну а звучание и секреты?
- В Европе существует давний спор: как исполнять барочную музыку - в современной манере или все-таки ближе к подлинной, так, как она создавалась творцами. Ведь это были другие инструменты, другая скрипка, храмовые залы. Даже для светской музыки это был… стандарт эпохи. И мы этим занялись серьезно. Вчитывались, вдумывались, переводили трактаты с итальянского, немецкого – ничего подобного в институтских программах нет. И пришли к аутентичной, подлинной манере, не на сто процентов, конечно, однако каких-то результатов мы добились. Постороннему человеку это не бросается в глаза, но аутентичное исполнение производит большее впечатление, а современное – меньшее.
- Вы сказали, что по своему составу «Кантабиле» «скорее барочный коллектив». Но что такое эпоха барокко, длившаяся с конца XVI века до середины XVIII? С одной стороны, пышная декоративность, сложные формы, живописность, с другой – пронзительное чувство трагизма жизни, страх перед непредсказуемостью будущего… И это сближает нас с музыкой того времени...
- Если коротко, барокко – это эпоха неукротимого художественного волнения…
- А вам не хотелось бы работать в более просторном органном зале с храмовой акустикой?
- Будь я Билом Гейтсом, я бы, конечно, немедленно построил хороший органный зал. Но на меня не давит тяжесть миллиардов, зато Гейтс и в самом деле строит национальные библиотеки, стадионы, дворцы культуры… Что же касается нашего органного зала, то пока его хватает на тех зрителей, которые к нам приходят. Конечно, бывают и аншлаговые концерты и даже ажиотаж, когда мест нет, но в общем пока все нормально. А акустические возможности зала мы улучшаем с помощью компьютера – наш небольшой технологический секрет…
- Вы по-прежнему мечтаете о включении в коллектив небольшой вокальной группы?
- Не только мечтаю, но и кое-что для этого делаю. Это чисто европейская форма, когда в одних руках сосредоточены оркестр, орган, хор, солисты. И тогда мы, как в Дрездене, сможем слушать кантаты Баха, Моцарта, Бриттена…
- И все-таки, подытожим 15-летие «Кантабиле», что в этой истории стало главным?
- Я счастлив уже потому, что оправдалась моя вера в культурные возможности Ставрополя. Полтора десятилетия мы со слушателями искали друг друга. У моих артистов нет головной боли: придут на концерт люди или нет? Приходят, приезжают. Это и есть итог, предмет моей скромной гордости.
20 мая 2008 года

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
