Мастерицы и рукодельницы из Ипатово
Мария Сёмкина хранит свои еще довоенные работы. Правда, в то время, кроме белого шелка, никаких материалов для рукодельниц не было – вышивали им край косынки либо воротничок на платье. После войны появился цветной шелк и мулине – вот тут уж она вместе с подружками и явила свой талант во всей красоте узора. В сороковых годах свет в Ипатово подавали только до полуночи. Маруся зажигала керосиновую лампу и продолжала шитье чуть не до утра. Не успеешь прилечь, глаза сомкнуть, а уж светает – буренка на дойку зовет. Как-то случилось с коровой несчастье – ногу сломала, пришлось дорезать. Тушу на мясокомбинат сдали, а выручку она потратила на швейную машину с приставкой для вышивания.
- Машинка и по сей день нормально работает, - похвалилась Мария Федоровна, - хоть ей уже почти 60 лет.
Антонина Кузеева – дитя войны: довелось познать и голод, и холод. Чтобы выжить, и колоски собирала, и сусликов из нор добывала, и детей нянчила. Никакой работы руки ее не чурались, но шитье душу успокаивало. Она полгорода обшивала в свое время, была популярной модисткой. Особенно любили ее заказчики за сочувствие – не стеснялись нести к ней старую вещь. Из большого сделать маленькое - не проблема, но она и из маленького перекроит платье на три размера больше – да еще такую отделку добавит, что вещь становится просто неузнаваемой.
Антонина Федоровна давно уж на пенсии, шьет только для себя: вот лежала в шкафу ткань лет двадцать, наверное, защитного цвета. Нашло на нее настроение, сшила себе такой сарафан, что подруги обзавидовались, а за цвет обновки прозвали ее «военной бабушкой». Дочка ее талант ценит – недавно обошла все магазины, не нашла по вкусу себе пальто. Она к маме с лаской да комплиментами – и получилось то, что хотела. Коллеги не верят, что это рукодельное пальто, говорят, импортное – судя по качеству строчки.
А «военная бабушка» еще и петь мастерица. Живет она в многоэтажке, иногда возьмет в руки гитару и запоет тихо и проникновенно какую-нибудь песню или романс. Сосед снизу как-то звонит по телефону: «Теть Тонь, выходите на балкон, и мы послушаем».
Любовь Бондарева росла в большой семье – пятеро детей. Мама научила всему, что должна уметь хозяйка. В конце сороковых на Ставрополье выращивали хлопок. Поздней осенью его собирали, по домам сушили на печках, перебирали и сдавали в колхоз. Зарплату получали нитками. Потому и рукоделием занимались – вольно или по родительскому велению. Увлечение это осталось с ней на всю жизнь.
В девяностых годах, когда опять случился дефицит всего, в том числе и ниток, задумала она связать большую ажурную скатерть с ангелами. Это был такой период ее жизни, что труднее и не придумаешь – ждала сына из армии, а служить ему довелось в Чечне. Добыла-таки Любовь Игнатьевна ниток сколько надо да за работу взялась. Вяжет и каждую петельку слезами поливает: «Господи, только бы вернулся сыночек живой!». Затянулась молитва на несколько месяцев, а от сердца материнского отлегло только, когда солдат ел мамин борщ, сидя за столом, накрытым белоснежной скатертью…
Марию Романенко сшить первый наряд из дорогой ткани тоже заставили слезы - дочкины. Испортили ей материал в ателье, и осталась она без выпускного платья. Мария страх переборола, взяла ножницы, выкройки, и выпускной бал прошел прекрасно. До этого Марии Петровне приходилось шить только ситцевые сарафаны да халаты, зато она наткала столько ковров, что никаких стен и диванов не хватит. Все дети, внуки и родственники одарены ее работами.
Были на бенефисе бабушек также и дедушки, но внимания такого они несколько стеснялись, говорили: «Мы тут не главные – при таких-то мастерицах мы просто так, вроде бы на подтанцовках». Между прочим, «подтанцовщики» они классные: Владимир Курилов – педагог, баянист, пишет музыку на стихи местных поэтов, а его коллега по цеху Владимир Бутенко замечательно поет.
Но самое главное, что волнует героев этой встречи в музее, чтобы ремесло их не стало музейной редкостью, а нашло своих последователей.
- Талант или есть, или его нет, - говорит директор музея Т. Колбасина, - даже собственным детям и внукам иногда не удается передать свое увлечение. Но бабушки наши переживают зря: есть в Ипатово люди, профессия которых – хранить народные ремесла и даже обучать им молодежь.
Этими людьми оказались сотрудницы Дома детского творчества Наталья Холина, Оксана Молочко и Валентина Зотова. Они привели на праздник самых талантливых своих учеников и показали их работы. Так что волшебная бабушкина шкатулка, ставшая символом бенефиса, в Ипатово еще долго будет востребована.
15 мая 2008 года