00:00, 13 мая 2008 года

Ставропольская краевая филармония готовит три музыкальные премьеры

Cовсем скоро состоится один из главных праздников культуры Ставрополья - День края. В этом году, как известно, основные события развернутся в Пятигорске, у подножия Машука, в связи с отмечаемым 205-летием Кавказских Минеральных Вод. А незадолго до этого - 15 мая - в зале Ставропольской государственной краевой филармонии пройдет небывалое по масштабам и творческим замыслам событие: премьера трех грандиозных музыкальных полотен мирового репертуара. Ставропольские меломаны услышат финал симфонии № 9 Людвига Бетховена для симфонического оркестра и хора (в основе - текст оды Шиллера «К радости»), увертюру Петра Чайковского «1812 год» и сценическую кантату немецкого композитора ХХ века Карла Орфа «Кармина Бурана». Последнее произведение в этом блистательном списке, по признанию специалистов, не имеет аналогов в мировом музыкальном репертуаре.

Исполнение столь серьезных сочинений силами только ставропольских музыкантов сегодня вряд ли возможно, но здесь пригодился получающий все большее распространение опыт широкого сотрудничества музыкантов разных стран, городов, коллективов. В этой масштабной премьере впервые за много лет в Ставрополе прозвучит сводный симфонический оркестр под управлением маэстро самого высокого уровня - дирижера Большого театра России Валентина Богданова. В составе «сборной» - музыканты симфонических оркестров Астраханского музыкального театра, «Калмконцерта» (Элиста), Ставропольской краевой филармонии, а также солисты - лауреаты международных конкурсов из Москвы, Нижнего Новгорода, Саратова, Астрахани, Ставрополя. Их имена организаторы пока держат в секрете, так что это станет еще одним сюрпризом для публики.

Стоит заметить, что заявленный репертуар требует не только усиленного состава оркестра, хора, сильного дирижера, но и ряда необычных для музыкантов качеств. Если исполнение симфоний Бетховена и увертюры «1812 год» Чайковского проходит в традиционной академической манере, то «Кармина Бурана» предполагает также режиссерское участие. По словам самого Карла Орфа, уже в начале работы над новым сочинением композитор был буквально очарован магической силой словосочетания «Carmina Burana», что переводится с латинского как «бойернские песни», не менее сильно захватил автора «читаемый» в стихах первоисточника единственный в своем роде ритм, их напевность и выразительность, создающие впечатление живописного полотна. Композитор назвал это «картинностью».

Примечательно, что магия стиха передалась и музыкальному сочинению: в разные годы в интерпретациях самых прославленных музыкантов и режиссеров «Кармина...» становилась то аллегорической мистерией, то старинной придворной пасторалью, то наивно-искренним простонародным представлением в духе баварского крестьянского театра. В 1975 году «Кармина...» санкционирована композитором сначала как телевизионный хореографический спектакль, а затем как музыкально-сценическое массовое действо под открытым небом. И всякий раз это было словно совершенно новое, незнакомое произведение, волнующее новым эмоциональным содержанием, насыщенное новыми красками и звучащее с новым богатейшим интонационным колоритом!

Хочется добавить, что сборник стихов «Carmina Burana» - литературный памятник очень интересной исторической эпохи, когда в Европе бурно развивалось искусство раннего Возрождения. Причем стихи эти тематически касались всех сторон жизни, от системы образования до власти денег, безудержной наживы и падения нравов в обществе... Оптимистические весенние хороводные песни «в народном духе» соседствовали с куплетами бродячих студентов и монахов о «греховных радостях», пьянстве, обжорстве, азартных играх и т. п. Карл Орф выбрал из этого многоцветья тексты о вечно прекрасных любви и весне, застольные и сатирические песенки, а также несколько гимнов. Композитор стремился еще раз напомнить людям о победоносной, жизнеутверждающей силе истинно человеческого в его извечной борьбе со злом. Наверное, еще и поэтому «Кармина Бурана» вошла в число произведений, не зависимых от художественной моды, произведений, которым всегда и всюду сопутствовал успех у публики. Вскоре и ставропольские меломаны смогут сами в этом убедиться.

После премьеры задуманной программы в Ставрополе ее организаторы собираются познакомить с нею слушателей ряда городов Юга России. Таким образом, и наш регион еще прочнее утвердится в том обширном мировом «культурном поясе», который живет не одной лишь эстрадой, а умеет ценить высокую музыку. Что ж, ждать необычного концерта осталось недолго, а сюрпризы филармонического сезона продолжаются.

Татьяна ДИЕВА
«Три премьеры в одной филармонии»
Газета «Ставропольская правда»
13 мая 2008 года