Счастье - когда мир
Я не политик и не коммунист, но участница Второй мировой войны, и на мою долю выпало много испытаний... И вот я решила поделиться с читателями своими прошлыми впечатлениями о событиях, которым была очевидцем.
Моя семья во второй половине 50-х годов оказалась в городе Карпинске: мужу предложили здесь должность управляющего госбанка. Население Карпинска в то время – 1956-1959 гг. – более чем на 70% состояло из немцев.
Один из немцев рассказывал мне о переезде в Карпинск. Было еще тепло, и выселенные немцы сами строили себе бараки. Всю войну они жили за колючей проволокой, их кормили, лечили, дети учились, но было очень тяжело и морально, и физически. На работу и с работы водили строем в сопровождении охраны. Русские немцы, как вспоминал этот человек, тоже стремились на фронт – хотелось помочь стране, но был на то строгий запрет. И это унижало – ведь они не предатели!
Я помню, бывало, летом чуть не полгорода выезжало на массовые гулянья к речке Каква: баян, песни, танцы, буфет, игры для детей. От веселья и дружеского общения на душе становилось легко. Ни о какой мести со стороны немцев или со стороны русских речи не было. Когда наша семья приехала в Карпинск, мы увидели шикарные коттеджи, хорошие двух-этажные дома, школы, рестораны, кинотеатры, выстроенные стараниями русско-немецкого народа, жившего во время войны за колючей проволокой. Этого места война не коснулась – город жил, созидал, строил, все были обеспечены работой. Многие, помню, интересовались, почему у моего мужа Евгения Филипповича (ныне уже покойного) нет ноги. Я еще не знала, что в городе живут в основном немцы, и отвечала с ненавистью в голосе: «Это проклятый немец-фашист искалечил моего мужа». Но, когда узнала о судьбе этого народа, изменила свое отношение и на вопрос об инвалидности мужа отвечала мягче. Нельзя же смешивать хороших людей и убийц, предателей.
В том же Карпинске я запомнила торжественное собрание - уже в честь нашей Победы 9 Мая. Зал был полон. Русские немцы проклинали войну, с горечью и слезами вспоминали пережитое и в то же время говорили «спасибо» власти за то, что в лихолетье не отдали их в мясорубку. На том собрании выступал и мой муж Е. Сумин. У него много было наград за войну, а в те времена награды просто так, без повода не надевали. С трибуны он сказал: «Да, действительно, многие национальности, которые выселили с родных мест, где шла война, спасены. Но за это погибли миллионы русских, а те, кто остался жив, искалечены физически и духовно». Русские немцы были признательны за это самопожертвование.
Думаю, это повод для серьезных размышлений не только об истории страны, но и о современных событиях. Я уважаю представителей всех национальностей, для меня все – братья и сестры. Почему мы ищем причину вражды и войны?! Какое счастье, когда есть мир, дружба, любовь друг к другу и покой на душе и во всей стране. Не пора ли одуматься! Кроме горя и беды ничего не добьемся. Народ устал! И детям, внукам и правнукам нет покоя.