Ставропольские кинологи готовят воспитанников в зональном центре кинологической службы
По роду своей деятельности они делятся на караульных, патрульных и специальных, которые используются для поиска и обнаружения взрывчатых веществ, оружия, боеприпасов и наркотиков. Лохматых стражей порядка для ставропольской милиции готовят в зональном центре кинологической службы (ЗЦКС) ГУВД по Ставропольскому краю. В этом году центр получил лицензию на образовательную деятельность, и теперь милицейскому главку нет необходимости отправлять кинологов и их воспитанников, как это было раньше, на учебу в другие регионы страны. Сейчас все ставропольские кинологические «тандемы» из райотделов милиции проходят обучение и необходимую переподготовку в краевом центре. Но есть в ЗЦКС и постоянные «жильцы»: несколько десятков овчарок, лабрадоров, ротвейлеров, спаниелей. Они умеют патрулировать улицы, находить наркотики, взрывчатые вещества и боеприпасы, способны по запаху вычислить преступника и задержать его, разыскать украденную вещь.
Тренировочная база
Сказать, что у обитателей центра «собачья» жизнь, язык не повернется. У них просторные вольеры, где вдоволь места для того, чтобы побегать, и крытые помещения, где можно переждать дождь и холод. Ни грязи, ни специфического запаха псины, вопреки ожиданиям, здесь нет. Сразу видно, что за чистотой и порядком, впрочем, как и за рационом питания, здесь следят строго: собаки ухоженные и упитанные, бодрые и «рвущиеся в бой». Благо, на тренировочной площадке есть все необходимое для воспитания бесстрашного и умелого хвостатого «милиционера»: барьеры, раздвижные ямы, бумы (снаряды вроде гимнастических бревен. — Ю. Ф.), высокие лестницы. Есть даже бассейн — здесь питомцы учатся не бояться воды, выполнять команду «апорт» даже в воде.
- Крупная служебная собака - овчарка или ротвейлер - должна уметь брать двухметровый барьер, перепрыгнуть двухметровую яму, без страха взобраться на высоту, переплыть реку, нырнуть за предметом, - рассказывает начальник ЗЦКС ГУВД по СК Виктор Кальченко. - Для низкорослых пород требований по «физподготовке», конечно, меньше.
Учат собак не только бегать-прыгать-лазать и беспрекословно исполнять команды инструкторов. Главные тренажеры для обучения - «муляжи» домов и старые, списанные автомобили: два «жигуленка» и УАЗик.
- Макеты зданий у нас используют для обучения собак на задержание, - объясняет начальник центра. - Внутри прячется человек в дресс-халате, а пес должен проникнуть внутрь либо в дверь, либо в окно и обезвредить «преступника». Иногда задачу усложняем: зажигаем в домике дымовую шашку, имитируя возгорание, а еще стреляем — пес должен уметь работать в любых условиях. Авто используем для обучения поиску взрывчатых веществ и наркотиков — делаем закладку, а «ученик» должен ее обнаружить и «сообщить» о находке.
Нос на вес золота
Несмотря на то, что технический прогресс развивается семимильными шагами, с уникальным собачьим чутьем до сих пор не может потягаться ни один прибор. Четвероногий «газоанализатор» ведь не только улавливает запах, разновидностей которого, кстати, может различить около 10 тысяч и «классифицировать» за две-три секунды, он в отличие от бездушных приборов чувствует и саму опасность. Если собака натаскана на запах взрывчатки, то она сумеет отличить его от тысяч других, и никакие уловки с отвлекающими ароматизаторами не помогут.
Натаскивать собак на поиск наркотиков или взрывчатки начинают с «младых ногтей», и делают это в игровой манере. На любимую игрушку, например, мячик или резиновую «косточку», наносят взрывчатое вещество, а потом эту игрушку используют в качестве закладки в помещении или автомобиле. Важно научить пса, чтобы, обнаружив подозрительный предмет, он не начал его тормошить и нести хозяину, а дал инструктору беззвучный сигнал, что «бомба» найдена - сел или лег рядом. Примерно по такой же схеме обучают собак на обнаружение наркотиков.
- Многие ошибочно полагают, что при обучении собак обнаружению наркотиков их обязательно самих делают наркоманами. Это бред! - говорит Виктор Кальченко. - Во-первых, никаких наркотиков не напасешься, чтобы держать пса «на игле», а во-вторых, служебные собаки слишком дорогое удовольствие, чтобы позволить им скончаться от наркомании или получить пса, у которого во время спецоперации может начаться «ломка». Так что хвостатых «наркополицейских» мы обучаем на специальных имитаторах нарковеществ.
Конечно, не каждая собака годится для несения службы. Даже чистопородность и богатая родословная отнюдь не гарантируют высоких рабочих качеств пса. Отбор проводят не только по ветеринарным показателям, но и по реакции на те или иные раздражители. Главное, чтобы собака была по натуре холериком - постоянно хотела играть, работать. Ну и, конечно, чтобы она с кинологом составляла единое целое, обладала исключительным послушанием и понимала хозяина даже не с полуслова - с полувзгляда.
За заслуги перед Отечеством
Как уже говорилось выше, вырастить и воспитать служебную собаку стоит не просто больших, а очень больших денег. Но отдача от работы таких псов с лихвой перекрывает все затраты. Скольким людям они спасли жизнь, сколько задержали преступников, сколько взрывчатки и оружия благодаря им так и не выстрелило. А сколько «дури» не попало к взрослым и детям, и не перечислишь.
Раскрытие преступления «по горячим следам» - главная задача кинологических подразделений. Ежегодно сотрудники центра вместе со своими питомцами выезжают на происшествия по несколько тысяч раз! Вот, например, «заслуженный боец» девятилетний «немец» Рэкс, специализирующийся по саперному делу. Его инструктор Александр Шумаков говорит, что найденных псом за все время службы боеприпасов хватило бы, чтобы уничтожить целый город.
- Буквально месяц назад мы с Рэксом были в командировке, несли «караул» на одном из КПП на административной границе Ставрополья и Чечни, - рассказывает Александр. - К нам обратились за помощью сотрудники угрозыска Курского РОВД: во время проведения оперативно-розыскных мероприятий в станице Галюгаевской им понадобился нос Рэкса. В одном из подворий искали боеприпасы. Ну, и Рэкс нашел «захоронку» с патронами и артиллерийскими снарядами.
Не меньше заслуг и у черной, как смоль, немецкой овчарки Рады. Ее конек — следовая работа, обыск помещения, розыск и задержание преступника. Буквально несколько дней назад ей вместе с инструктором Владимиром Орловым пришлось «работать по краже»: в одной из организаций Ленинского района побывал вор и «увел» оттуда много ценного. По следу Рада «довела» милицию до дома злоумышленника, где и было найдено ворованное добро.
***
Заслуги служебных собак перед обществом можно перечислять долго — на это не хватит никакой газетной площади. Важно, что в ЗЦКС к своим питомцам относятся бережно, и даже после того, как собака, постарев, будет списана со службы, она не окажется брошенной на произвол судьбы. За все прежние подвиги лохматому «пенсионеру» полагается постоянный личный вольер и хорошее питание.
При содействии пресс-службы ГУВД по СК.
30 апреля 2008 года