Праздник Пасхи - непобедимая вера в чудо
Бывает, ты вспоминаешь детство, но еще чаще детство «вспоминает» тебя: что-то такое объясняет, требует, зовет. На Пасху в те атеистические времена, как это теперь ясно видится, начисто отменялся атеизм. Безбожники, может, и оставались, а «изм» каким-то образом исчезал. И вообще Пасха таила в себе множество радостных, светлых загадок начиная с ее непонятного названия, выплывшего из библейских глубин, и кончая этими необыкновенными, как детское счастье, яйцами. Но самое загадочное терзание происходило в душе: как, ну как же это Христос воскресе?! Гипноз этого маленького, но цепкого терзания только усиливал интерес к Пасхе и поразительную готовность к чуду. Вспоминается один предпасхальный эпизод, связанный с полетом Ю. Гагарина в космос. Как только сообщили о запуске космического корабля, директор нашей школы приказал прекратить уроки и выстроить всех учеников в большом зале. Мы будто ждали этого сообщения, реакция была мгновенной - не успел директор договорить, как сотни детей издали такой вопль восторга, что зазвенели стекла в окнах!
Интересный вопрос: откуда в русском народе такая неискоренимая жажда чуда? Вызывающая и удивление, и даже подозрение в... невзрослости. Но разве сама жизнь, реально осязаемая связь духа и природы не есть чудо? А Иисус Христос? Его история, образ, проповедь? Разве это не самое большое чудо в Евангелии, большее даже, чем сотворенные Им чудеса? Не прибегая к патетике, одним только внутренним прозрением можно предположить: детская вера в чудо и есть доказательство народной религиозности, и в Пасху, более чем в другие православные праздники, эта вера воскрешает в людях их наиболее точное, исконное ощущение самих себя, поселив восхитительное чувство внутренней свободы и коллективной радости, которую никто не может отвергнуть или запретить.
Мне кажется, отгадка Пасхи в том, что праздник религиозный слился с праздником как народным гулянием, но ни тот, ни другой ничего от этого не утратили. С праздником Пасхи вообще связано много самых светлых и добрых традиций. Даже эти милые хлопоты с крашением яиц и выпечкой куличей без слов говорят о том, что и физическая пища одухотворяется, превращаясь в религиозные символы радости. К яйцу относились с особым почитанием, ведь в нем зарождалась жизнь. По церковному преданию, обычай красить яйца связан с именем Марии Магдалины. Именно она, явившись во дворец к римскому императору Тиверию, поднесла ему в дар яйцо и возвестила о воскресении Христа.
Пожалуй, именно Пасха, а не Новый год (торжество прежде всего семейное) - самый всенародный русский праздник. Почему, можно только гадать, ведь среди людей много и «слабоверующих», и вовсе не воцерковленных, но... объединяет большинство все та же непобедимая вера в чудо, в котором воскресение Христово воспринимается как Обещание... В отличие от России, где Пасха - главный религиозный праздник, в западном христианстве таковым признается Рождество - явление земного рождения Христа в облике человека. В православии же основное событие - явление небесное: воскрес сын Божий. Со временем Рождество на западе коммерциализировалось, превратившись, увы, в некий ажиотаж, в подарочный марафон. На Пасху же не принято дарить подарки, все обнимаются, христосуются, радуются. Это бескорыстное общенародное ликование, побуждающее нас поднять лицо к небу. В Пасху весь народ становится Церковью. Мы часто забываем, что Церковь - это не учреждение, не институт, а прежде всего совокупность верующих, объединенных в Иисусе Христосе. Если (странно и предположить) перестанут праздновать Пасху, если вдруг исчезнет та светлая соборность, вот тогда только и исчезнет русский народ.
По народным поверьям, от Пасхи и до самого Вознесения по земле странствуют Христос и двенадцать его апостолов, одетых в нищенские одеяния. Они испытывают людей на доброту и милосердие, награждают добрых, карают жадных и злых. Не будем спрашивать себя, верим мы в это чудо или нет, однако вспомним евангельское: «...если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в Царство Небесное...».
26 апреля 2008 года