Василий Витрянский: при введении банкротства физических лиц очередей в арбитражные суды не будет
Предваряла эту сугубо профессиональную встречу пресс-конференция. Журналистов по преимуществу интересовали последние тенденции судопроизводства. К примеру, россияне все чаще стали оспаривать решения налоговых органов. Означает ли это, что последние иной раз предъявляют к гражданам и организациям необоснованные требования? По словам В. Витрянского, около 62 процентов подобных споров ежегодно разрешаются в пользу налогоплательщиков. Уже эта цифра, остающаяся неизменной в течение пяти лет, свидетельствует о том, что налоговики не всегда правы, и порой им не чужда «самодеятельность». Однако оставляет желать лучшего и само российское налоговое законодательство, в которое регулярно вносятся принципиальные поправки и изменения. Потому и суды во многих случаях сводятся к тому, в какой именно редакции и в отношении какого отчетного периода был применен тот или иной пункт закона. Но все это не повод для опасений. Судебные споры граждан с налоговиками – обычная практика для любого цивилизованного государства. Как собственно и процессы банкротства физических лиц, которое только собираются узаконить в нашей стране.
По словам В. Витрянского, подобная законодательная инициатива вносилась в Госдуму РФ раньше, и непонятно, почему депутаты решили тогда повременить. Это позволило бы избежать целого ряда накопившихся ныне проблем. Потребительское кредитование набирает обороты, но еще быстрее растут задолженности, от которых, по словам зампреда Высшего арбитражного суда, россиянам все-таки нужно избавляться. Но это не значит, подчеркнул он, что якобы после одобрения законопроекта в суды выстроятся бесконечные очереди должников с заявлениями о своем банкротстве. Первым действием суда в таком случае станет арест имущества.
Если говорить уже о количественных показателях российского судопроизводства, то арбитражные суды по-прежнему перегружены, хотя пик нагрузки был преодолен четыре года назад. Тогда на каждого судью приходилось более восьмидесяти дел в месяц, а за последние годы этот средний показатель снизился до 45. Средняя же нагрузка судьи Арбитражного суда края, по замечанию его председателя А. Кичко, сейчас составляет 52 дела в месяц. Причем работа по исключению из компетенции суда «бессмысленных споров» продолжается. В частности, не так давно Высшему арбитражному суду удалось «списать» почти половину дел о банкротстве так называемых отсутствующих должников: нет смысла выносить решения по уже недействующим юрлицам, которых по идее просто нужно вычеркнуть из единого реестра.
Сейчас в России остро уже не стоит и проблема обновления судейского состава. Трудности действительно возникали, когда только формировались арбитражные суды: на всю страну тогда насчитывалось всего несколько сотен судей-профессионалов, которые в советское время работали арбитрами. Ныне кадровый вопрос в стране решен. Но есть один момент: учитывая негативные явления в современной образовательной системе, в судьи могут быть приняты выпускники далеко не всех юридических факультетов страны. Мы знаем, как и на каких факультетах учат, подчеркнул В. Витрянский. Но если говорить в целом, то желающих работать судьями в арбитражных судах в последнее время значительно прибавилось.
25 апреля 2008 года