00:00, 25 апреля 2008 года

Дельфинарий в Кисловодске

Огромное - площадью около полутора тысяч квадратных метров - охристое здание с высоченными потолками, полупрозрачной поликарбонатной крышей и зеркальными - бирюзового цвета - окнами перед въездным мостом в Кисловодск. Внутри - пятиметровой глубины бассейн, 280 голубых пластиковых сидений и во всю торцовую стену - фото океана. Когда бассейн заполнят такой же голубой водой, когда здесь будут плескаться дельфины, то возникнет иллюзия, будто находишься не у подножия Боргустанского хребта, а где-нибудь на тропическом острове.

Такое чудо стало возможным благодаря тому, что в одной точке сошлись сугубо личный и общественно значимый интересы. В прошлом известный борец, выпускник Ставропольского сельхозинститута Леван Тамбиев в годы перестройки успешно занимался бизнесом, не помышляя ни о каких дельфинариях.

Толчком к крутому повороту в жизни стал телевизионный сюжет с Кубы, который в 1998 году показал канал НТВ. Корреспондент рассказал, что на острове Свободы у детей, больных церебральным параличом, после общения в воде с дельфинами значительно улучшается состояние здоровья. А у Тамбиева дочка страдает ДЦП. Возили ко всем светилам медицины, но те только руками разводили и повторяли приговор: ребенок никогда не сможет ходить. А тут вдруг лучик надежды мелькнул...

Со свойственной ему решимостью Л. Тамбиев повез семилетнюю дочку в Анапский дельфинарий. Ни о какой дельфинотерапии там ничего не слышали. Но Тамбиев настоял, и девочку опустили в бассейн, где она могла гладить, обнимать дельфинов. И, действительно, через несколько сеансов ей стало значительно лучше.

Вот тогда-то Тамбиев и задумался: если дельфинарии есть на Черноморском побережье, в Москве, Санкт-Петербурге, то почему бы не открыть еще один в таком известном курортном регионе, как Кавминводы… Правда, вскоре выяснилось, что в регионе есть только один глубокий бассейн (для содержания дельфинов и белух он должен быть не мельче четырех метров) – «Строитель» в Ессентуках. Да и тот в ужасном состоянии. Чтобы вернуть его к жизни, пришлось не только косметический ремонт сделать, но и заменить все водопроводные трубы, канализацию.

- Думал: подготовлю бассейн, заселю дельфинами и снова буду заниматься своим бизнесом, - признается Л. Тамбиев. – Но там оказалось столько дел, что троих таких, как я, было бы мало.

Так Тамбиев целиком переключился на новую сферу деятельности. Ему удалось превратить полуразвалившийся бассейн в Ессентуках во вполне дееспособный дельфинарий, который пользовался популярностью. Но как опытный управленец, Леван Магометович понимал: в этом ветхом здании никогда не удастся создать условия, отвечающие международным стандартам. А потому еще в 2004 году присмотрел участок и здания на окраине Кисловодска, принадлежавшие «Ставропольснабу». Утришский дельфинарий все это выкупил, и началась грандиозная реконструкция.

Только чтобы построить бассейн, пришлось снять рельсы, проходившие посреди огромного склада, взломать толстенный слой бетона на полу и вывезти около трех тысяч кубометров грунта. Оборудовали дельфинарий по последнему слову техники: мощные насосы за сутки три раза прогонят через фильтры две тысячи тонн воды. Помимо большого демонстрационного бассейна есть еще и бассейны для передержки животных и водоподготовки. В последнем растворяют специально подобранные соли и получают имитад морской воды. Сегодня такие системы водоподготовки устанавливают даже в тех дельфинариях, что расположены на побережье. Увы, закачивая воду прямо из моря, недолго отравить дорогостоящих животных какими-либо выбросами или инфекцией. Так что в Кисловодске дельфины станут жить в такой же воде, как в Сочи или Геленджике.

Вообще за здоровьем животных следить будут очень строго – для ветврача специально оборудовали просторный кабинет, завезли все необходимые витамины, лекарственные препараты. И кормят моржиху и морских котиков (дельфинов и белух привезут, как только заполнят водой большой бассейн) так, как не каждый человек может себе позволить питаться: горбуша, кальмары, мойва, сельдь. Варя, например, за день уплетает по 18 килограммов такой смеси. Отсюда отменное здоровье и замечательное настроение моржихи.

Вот и ради знакомства со мной она не поленилась выскочить из бассейна на небольшой бетонный пирс вдоль стены: оперлась на свои огромные ласты и мощным рывком подняла тяжелое туловище. А уж когда появился ее тренер - Денис Кузьменко, - Вариному восторгу не было предела: и в бассейне коловерть устраивала, и по «берегу» елозила, с одного бока на другой переворачивалась, и посвистывала, и ластами хлопала.

Денис – потомственный дрессировщик. И отец, и мать тренируют животных в Утришском дельфинарии. Да и он сам уже восемь лет работает тренером. Казалось бы, его ничем не удивишь. Но о Варе Кузьменко говорит с неподдельной теплотой в голосе: настолько она добрая, сообразительная, активная. Правда, и шкода еще та! Дверца в бассейн закрывается снаружи длинной и очень тугой задвижкой. Я с непривычки даже не смог ее открыть. А Варя каким-то образом просовывает ласту сквозь стальные прутья и вытаскивает эту задвижку. Причем, выбравшись наружу, Варя аккуратно закрывает дверцу и задвигает задвижку. И отправляется гулять по дельфинарию. Но поскольку после прогулок четырехсоткилограммовой «девочки» в помещении как после тайфуна, Денис стал залезать на самый верх решетки и там завязывать дверцу.

- Где улыбочка? Варя, стыдно! Сидеть! Давай пресс покачаем! - говорит тренер, и моржиха на лету ловит его слова, с превеликим удовольствием выполняет команды.

И тренер Д. Кузьменко, и директор Л. Тамбиев уверены: после первых же выступлений Варя станет любимицей публики. Вот только когда эти первые выступления состоятся?

Строительных работ осталось всего ничего: уложить тротуарную плитку во дворе да покрасить бассейн. Все упирается в юридические формальности. Чтобы начать работать, здание надо сдать в эксплуатацию. Но для этого необходимо оформить в собственность землю, на которой стоит дельфинарий. А тут неожиданно возникли затруднения. Началось с того, что сосед – индивидуальный предприниматель, занимающийся сбором металлолома, - построил на территории дельфинария небольшое подсобное здание. По иску дельфинария краевой арбитражный суд вынес решение, и самострой снесли. Казалось бы, конфликт исчерпан. Но сосед подал жалобу в кассационную инстанцию, а в итоге дело направлено на повторное рассмотрение.

Администрация Кисловодска и земельный комитет поддерживают дельфинарий, стараются оперативно решать все формальности. Однако пока длится судебная тяжба, оформление земельных документов обязаны приостановить, и, следовательно, невозможно сдать здание в эксплуатацию.

Так что начало артистической карьеры моржихи Вари зависит только от решения арбитражного суда...

«Моржиху прописали в Кисловодске»
Газета «Ставропольская правда»
25 апреля 2008 года