Превысил скорость и задавил курицу…
В начале 50-х годов, когда мне было 10-12 лет, жили мы на Ташле, в маленьком частном домике неподалеку от 31-й школы. Получив в воскресный день от родителей рубль (во многих семьях этой городской окраины каждая копейка была на счету), мы, пацанята, собравшись в небольшие группы, летели «в город» – «на кино». Чаще всего в «Октябрь», стремясь успеть на утренние сеансы, когда демонстрировались детские фильмы. Путь к кинотеатру выбирали самый короткий: по улице Гоголя, далее вверх по Вавилова и Ясеновской на тогдашний проспект Сталина.
По дороге желтые заветные купюры скатывали трубочкой или свертывали в несколько слоев и прятали в складки худенькой одежонки, под ремешки брюк, другие потайные места, потому что хорошо знали: на подходе к кинотеатру их наверняка попытаются «конфисковать» «городские» – постарше и покрупнее нас, большие мастаки по части выворачивания карманов у «ташлянской мелюзги». По сей день помню их лица и клички...
Эти эпизоды невольно всплыли в памяти, когда уже сейчас, спустя многие десятилетия, шел не спеша по нынешней улице Вавилова. Начинается она у железнодорожного моста (чуть ниже 12-й школы) и заканчивается у железнодорожного переезда, врезаясь в улицу Гоголя. По протяженности небольшая. И в позапрошлом веке долгое время она даже названия не имела. Только в начале ХХ века, после составления территориального плана, ей присвоили имя – Ясеновский переезд, и появилась нумерация домов. В тридцать девятом она стала 2-м Фрунзенским переулком. И, наконец, в 1951-м – улицей Вавилова.
Какого Вавилова? Неужели того самого? Честно говоря, я сомневался в том, что именно тогда она могла быть переименована в честь великого ученого, биолога, генетика. Ведь в то время еще был жив Сталин, с негласного указания которого в конце 30-х годов началась травля Николая Ивановича. В 40-м, обвиненный в заговоре против советской власти, он был помещен в Саратовскую тюрьму, где и умер в 1943 году (полностью реабилитирован только в 1956 году).
Ответ нашел в «Очерке топонимии города Ставрополя» известного краеведа В. Гниловского. Так и есть: в честь Николая Ивановича!
По тому времени это был достаточно смелый шаг городских властей. Думается, огромную роль сыграл здесь авторитет Н. Вавилова в стране и особенно в нашем крае. Ведь хорошо известен его вклад в становление селекционного дела на Ставрополье: в 1936-1937 годах он читал даже лекции в Ставропольском сельхозинституте, о чем сейчас извещает мемориальная доска у парадного входа в теперешний Ставропольский государственный аграрный университет.
В ХIХ веке место, к которому относится Вавилова и ряд соседних улиц, было продолжением Подгорной слободы, и одновременно оно входило в формировавшееся Ташлянское предместье. В 1897 году, когда вступила в строй железнодорожная ветка, соединившая Ставрополь со станцией Кавказская, принадлежность этой улицы к Ташлянскому территориальному району как бы определилась окончательно. Более того, она стала «пограничной»: по ней проходит западная граница Ташлы.
Кто проживал здесь в дореволюционный период? По данным крайгосархива, в 1911 году на Ясеновском переезде значилось 18 домовладений. Каждое из них оценивалось в сто, максимум в шестьсот рублей. В то время как две усадьбы на западной стороне - значительно дороже: дом Василия Марковича Алафузова в четыре тысячи и поместье Фаддея Кероповича Попова в 14 с половиной тысяч рублей! Они - потомки знаменитых ставропольских купеческих родов. Василию Алафузову принадлежали два винокуренных завода - в Ставрополе и Прасковее. Но приближался 17-й год… Судьбу Ф. Попова и В. Алафузова нетрудно предугадать. Во всяком случае мне не удалось найти следов ни их домов, ни потомков.
«Переезд» - наименование точное, ибо раньше это был действительно один из главных путей, соединявший центральную часть Ставрополя с самым величественным и богатым, ныне возрождающимся Иоанно-Мариинским женским монастырем. Тысячи верующих не только из города – из всей губернии стекались в монастырские церкви на богомолье. Не менее двух раз в год осуществлялись крестные ходы.
Монастырь был также местом приятного времяпрепровождения, душевного отдохновения от мирских забот. В выходные и праздничные дни шли сюда люди. Кто-то мог позволить себе нанять извозчика. Сохранились сведения о таксе для биржевых извозчиков на 1878 год: от центра города до монастыря проезд на фаэтоне стоил 1 рубль, на пролетке или линейке – 80 копеек; в первый день нового года, а также в первые два дня Рождества и на Пасху – плата двойная.
Первый автомобиль, кстати сказать, появился в Ставрополе в 1910 году. Его владельцу, купцу А. Иванову, сам губернатор выдал документ на право езды. Затем и другие авто стали курсировать по городу.
Их число росло, что побудило городскую управу принять «Правила движения на механическом транспорте», согласно которым скорость в городе «не должна превышать 10 верст в час». За нарушение следовало достаточно строгое наказание. Вот сообщение в одном из номеров «Ставрополь-ских губернских ведомостей» за 1914 год: «Шофер автомобиля В. Пивнев превысил скорость и задавил курицу. Штраф 10 рублей, или арест на 2-е суток».
Регулярное автобусное сообщение Ташлы с центром города было налажено только после войны. Тогдашним, далеко не совершенным в техническом отношении автобусам, забитым, как правило, до отказа, приходилось преодолевать самый сложный и опасный участок маршрута, приходившийся именно на Ясеновский переезд, представлявший тогда огромную балку с двумя крутыми склонами, разделенными рекой Ташлой. Ее берега до недавнего времени соединял примитивный мостик. Перед ним и после него водителям, особенно в зимнее время, нужно было проявлять чудеса мастерства, выполняя несколько крайне рискованных маневров.
Редко какой год обходился на переезде без аварий и происшествий. Но то, что случилось здесь в 1983 году, иначе как страшной трагедией не назовешь. В «Ставропольской правде» за 12 апреля появилось тогда официальное сообщение (опубликованное, кстати сказать, на второй странице и напечатанное очень мелким шрифтом): «Крайком КПСС и крайисполком извещают о том, что 10 апреля 1983 года в 7 часов утра в городе Ставрополе в результате столкновения двух автобусов произошла автомобильная катастрофа. Имеются человеческие жертвы. Проводится расследование причин аварии». Человеческие жертвы составили, по одним данным, 48, по другим - 54 человека…
Дорогу закрыли. Нашлись необходимые средства на сооружение новой. Работы по ее строительству велись в три смены. Спрямленная, поднятая выше уровня старого моста более чем на 20 метров, через три месяца магистраль, теперь уже с асфальтовым покрытием, вступила в строй. Сейчас уже ничего не напоминает о трагедии, случившейся тут четверть века назад. Однако интенсивность движения!.. Маршрутки, грузовые и легковые автомашины несутся сплошным потоком. Все время, которое я провел на бывшем Ясеновском переезде, меня не покидало ощущение тревоги…
Оставил о себе «историческую память», но, правда, добрую, и один из оврагов – Глиняный, находившийся поблизости от Ясеновского переезда. Его название говорит само за себя. В 1844 году отставным генералом И. Крупинским здесь был сооружен самый современный по тому времени кирпично-кафельный завод, ставший настолько известным, что в 1853 году его посетил наместник Кавказа граф Михаил Воронцов. Завод изготовлял в год до 100 тысяч штук превосходного строительного кирпича. Кроме того, был налажен выпуск специального огнеупорного кирпича из хумаринской глины для печей винокуренных заводов. А еще успешно освоено производство черепицы, нескольких видов высококачественных кафеля и кафельной плитки. В 1872 году продукция завода была отмечена двумя Большими медалями - Золотой и Серебряной.
Рассказ об улице Вавилова будет неполным, если не сказать, что ее четная сторона является границей той территории, на которой археологами было найдено древнее поселение, датируемое IV веком до нашей эры.
И еще. С конца ХIХ века в лесном массиве, примыкавшем к тогдашнему Ясеновскому переезду, была обустроена зона отдыха для горожан – Ртищевская дача. Историки города многократно описывали, как выглядел этот чудесный уголок природы, как заботливо поддерживались здесь чистота и порядок. Ничего этого теперь тут нет. Одно лишь утешает: городские власти внесли этот массив, где еще уцелело несколько древних могучих дубов, в число памятников садово-паркового искусства. Может, еще и возродится его былая красота?
Ставрополь.