Правда о штрафбатах
Автор – Александр Пыльцын - офицер-фронтовик, в составе 8-го отдельного штрафбата шел по дорогам войны с декабря сорок третьего по май сорок пятого, от Белоруссии до Берлина. Начал он этот путь лейтенантом, командиром взвода, а закончил майором, ротным командиром, которого отбывавшие наказание офицеры уважительно именовали «штрафбатя». И было этому майору от роду всего 21 год.
Почему майор? Да потому, что в этих особых частях должности были на одну ступень выше обычных штатных: взводный, например, соответствовал капитанскому званию, а один день войны засчитывался не за три, как, скажем, в стрелковых полках, а за шесть.
Но это для постоянного состава, к которому принадлежал Пыльцын. А в переменном составе не было ни погон, ни званий, ни льгот. Были бойцы, которые осуждены военным трибуналом или направлены в штрафбат по приказу командиров дивизий и корпусов. И не было среди них ни одного рядового или сержанта. А уж тем более не было уголовников и политзаключенных. Только офицеры. От полковника и ниже.
Да, они искупали вину кровью. Даже легкое ранение открывало путь к восстановлению в прежних должностях и званиях. Вину можно было загладить и образцовым выполнением боевого задания: подвиги офицеров-штрафников отмечались (вместе с возвращением погон) орденами и медалями. А уж условий для совершения подвигов было предостаточно: штрафбаты (поротно или в полном составе) бросали на самые угрожаемые участки. Однажды Пыльцыну пришлось вести свое подразделение в атаку через необезвреженное минное поле. Столько людей напрасно полегло.
Все это было. И подвиги, и трагедии. Но не было в тылу штрафбатов пресловутых за-градотрядов из войск НКВД. Возможно, эти подразделения в отдельных случаях сдерживали от бегства штрафные роты, формировавшиеся почти в каждой дивизии действующей армии. Вот там, действительно, были и уголовники, и дезертиры, и солдаты с сержантами, нарушившие присягу. Но и их гнать в бой силой не приходилось. Не случайно заградотряды были расформированы задолго до Победы: 29-го октября 1944 года.
Несмотря на то, что «Правда о штрафбатах» написана в документальном жанре, читается книга на одном дыхании. Дело, видимо, в том, что при советской власти эта тема была фактически под полным запретом. А после развала Союза стала одним из главных козырей псевдоисториков и политических спекулянтов в обличении «тоталитарного прошлого». Отсюда и несметное число штрафников. Пыльцын на документальной основе доказывает, что численность штрафных частей составляла всего 1,24 процента от численности действующей армии.
И это правда. А ее так необходимо знать и ветеранам, и подрастающему поколению.