Дирижер Валерий Хлебников: Хороший оркестр - это престижно
Эти произведения, давно завоевавшие почетные места на мировом музыкальном олимпе, в текущей концертной практике звучат, увы, незаслуженно редко, а в Ставрополе вообще были исполнены впервые. Достойным подарком ставропольским меломанам стало и приглашение на этот поистине необычный концерт народного артиста России профессора Валерия Хлебникова (г. Ростов-на-Дону). Знакомство с творчеством этого дирижера доставило немало приятных, волнующих впечатлений.
Почему для юбилейного вечера выбор пал именно на эти произведения С. Рахманинова - с этого начался наш разговор с дирижером гостем Валерием Хлебниковым.
- «Остров мертвых» - одно из сложнейших и интереснейших сочинений композитора, написанное им под впечатлением одноименной картины Беклина. Здесь Рахманинов проявил себя смелым новатором, используя крайне редкий музыкальный размер, чтобы полнее передать в звуке ощущение бурного движения волн. Причем это лишь один из очень многих подводных камней, из-за которых симфоническая поэма и попала в разряд редко исполняемых.
Что касается «Рапсодии на тему Н. Паганини», здесь открывается огромный простор для исполнителя-пианиста. Играть фортепианные сочинения Рахманинова вообще сложно, ведь он и сам был гениальным пианистом, а потому сочинял музыку как бы «под себя», рассчитывая на собственные феноменальные природные данные: большие сильные руки, длинные пальцы с необыкновенной растяжкой, о которой еще при жизни музыканта ходили легенды... В Ставрополе на рахманинов-ском концерте в филармонии «Рапсодию...» с большим мастерством исполнила великолепная пианистка, лауреат международных конкурсов Софья Бугаян.
- Выступления известных пианистов, не говоря уже о других исполнителях-инструменталистах, в Ставрополе бывают нечасто. Так сложилось, что у нас большим интересом публики пользуются вокалисты. Именно они, например, много лет подряд главенствуют на традиционном фестивале «Музыкальная осень Ставрополья». На ваш взгляд, чем можно объяснить подобные предпочтения и есть ли свои особенности в музыкальных вкусах в других городах?
- Конечно. В каждом крупном городе свои пристрастия. Так, в Ростове-на-Дону в отличие от Ставрополя с гораздо большим вниманием относятся как раз к пианистам. Могу предположить, что тут сказывается наличие сегодня в Ростовской консерватории очень сильного фортепианного отделения во главе с замечательным педагогом профессором Осипенко. А вот Ставрополье - край по преимуществу аграрный, сельский, певучий, со своими богатыми вокальными традициями. Наверное, поэтому у вас в почете прежде всего пение. Как, кстати, и во Владикавказе, где я уже более десяти лет являюсь художественным руководителем и главным дирижером Национального оркестра Северной Осетии-Алании. Там тоже больше любят вокальную музыку.
- Валерий Владимирович, в музыкальных кругах вас знают как видного гобоиста, одного из лучших в России. А как складывался ваш дирижерский путь?
- Мне как-то сразу повезло, поскольку в Ленинградской консерватории я учился у выдающегося педагога по классу оперно-симфонического дирижирования профессора, народного артиста России Равиля Мартынова. А до этого посчастливилось работать в лучших оркестрах страны под управлением таких корифеев, как Мравинский, Темирканов, Рождественский, Гергиев, Светланов, Дударова... С 1986 года я был дирижером ансамбля старинной музыки «Камерата». Сейчас, помимо оркестра Осетии, сотрудничаю с оркестрами Волгограда, Донецка, Ростова-на-Дону, Ярославля...
- Творчество каких композиторов вам особенно близко?
- Из классиков очень люблю Брамса, Чайковского. Но и среди современных авторов есть немало таких, с чьими произведениями профессионально интересно работать. В том числе и среди начинающих. Например, я нередко включаю в репертуар своего оркестра сочинения выпускников и студентов Ростов-ской консерватории, есть чрезвычайно одаренные ребята.
- Валерий Владимирович, вы впервые выступали в Ставрополе в качестве дирижера. Симфонический оркестр нашей филармонии сегодня переживает достаточно трудный период, не хватает исполнителей по целому ряду инструментов, а фаготов и контрабасов вообще нет. Не осложнило ли это вашу работу здесь и каково ваше впечатление от ставропольского оркестра?
- Должен с удовольствием признаться, что мне отлично работалось в Ставрополе! Начнем с того, что понравилось уже само здание филармонии, уютное и симпатичное, в котором просто даже находиться приятно, тем более работать. Несомненно, в этом большая заслуга принадлежит директору филармонии Валентине Куникиной, знакомство с ней принесло настоящее творческое удовлетворение, и хочу сердечно поблагодарить ее за приглашение в Ставрополь. Меня порадовало, что администратор не просто заботится о материальной составляющей, но прекрасно понимает, насколько важно для культурной ауры города и края само наличие хорошего симфонического оркестра. Поверьте опыту, это нечастое сочетание, по сути - повезло и работающим здесь музыкантам, и всей публике. Думаю, ставропольчане могут гордиться, что у них есть возможность слушать ваш высокопрофессиональный оркестр, в котором трудятся хорошие музыканты, обладающие большим творческим потенциалом, по-настоящему преданные искусству. Кадровые проблемы, конечно, серьезные, и хотелось бы пожелать коллективу побыстрее их успешно решить. Возможно, руководителям города и края тоже следовало бы уделить этому вопросу пристальное внимание. Ведь это еще и вопрос престижа! Сегодня и за рубежом, и в нашей стране симфонические оркестры становятся своего рода визитными карточками для действительно культурного цивилизованного города. У Ставрополя в этом смысле прекрасные перспективы.
Ставропольская публика горячо принимала гостей, ставших героями Рахманиновского вечера, - и дирижера Валерия Хлебникова, и пианистку Софью Бугаян, высоко оценив и исполнительское мастерство, и обе представленные музыкальные премьеры. Глядя на радостно-счастливые лица меломанов, аплодировавших музыкантам, верилось, что Ставрополь становится городом высокой музыки, городом симфоническим.