00:00, 8 апреля 2008 года

Ставропольские писатели: что происходит в провинциальной и столичной литературе

К сожалению, не все из приглашенных смогли появиться на этой встрече: не приехал председатель ставропольского отделения Союза писателей России Александр Куприн, не было редактора альманаха «Литературное Ставрополье» Владимира Бутенко, председателя ставропольского Литературного фонда Валентины Слядневой. Однако те, кто принял участие в круглом столе, жарко спорили и временами даже слегка обижались друг на друга.

Татьяна Третьякова-Суханова, председатель ставропольского отделения Союза российских писателей:

- Мы живем в мире, который меняется так быстро, что не всегда успеваешь оценить смысл этих перемен. В то же время нельзя не замечать: если та или иная структура не работает, значит, она не выражает требования своего времени, и в этом смысле нет мелочей. Ну вот пример: выдвижение писателей на краевую премию, вызывающее, как правило, широкий общественный резонанс. Опять, как и прежде, оценивать писателей будут в основном филологи, при всем моем уважении к ним это как-то неверно. В комиссии по премиям должны быть представлены и писатели. Должен быть не только филологический подход. Иначе созданный писателем «образ времени» как художественный критерий может оказаться не востребованным. И так во всем. В культурной сфере нужна новая нормативная база, новые технологии, не «догоняющая модернизация», а собственная, оригинальная. В этом процессе должно найтись место писателям. Назрела необходимость создания национального проекта по культуре, который бы способствовал повышению роли общественных организаций. И этой работой должен заниматься образованный чиновник – поиском золотой середины между обществом и властью.

Виктор Кустов, редактор литературного журнала «Южная звезда»:

- Самоспасение духовности я вижу в гражданском обществе. Но вот вспоминаю северные стройки ХХ века. Вырос новый поселок, и сразу туда потянулись люди. Приезжают музыканты, артисты, художники, обращаются в поселковый совет: «Я готов вести такой-то кружок!» «Вот тебе ставка, - отвечает ему чиновник, - веди!» Культура формировалась энтузиастами, как живое деревце, вырастала снизу, а чиновник помогал и способствовал этому процессу, становясь в этом качестве человеком культуры. Сегодня чиновник сам набирает кадры, а мы вслед сокрушаемся о непобедимости российской коррупции.

Василий Звягинцев, писатель-фантаст:

- По моему проверенному опытом убеждению, возможность творцов влиять на российскую власть всегда была нулевой, вспомним времена Пушкина и отношения его с правительством… Если в стране появится, наконец, закон о творческих союзах, в котором будут прописаны все острые вопросы финансирования, книгоиздания, самоуправления и премирования, система начнет работать. Пока же, что бы мы ни делали, какие бы проекты ни измышляли, ничего не получится. Что касается писательских премий, все решает экспертный совет. Одним словом, только с появлением закона писатели получат возможность объединиться и добиться тех или иных изменений.

В. Кустов:

- Мне известны ситуации, когда чиновники способны действовать созидательно. К примеру, бюджетные планы Волгограда и Саратова предусматривают на издательскую деятельность по 15 миллионов рублей по 30 позициям, причем основные из них – издание книг местных авторов. У нас же в этом году выделено 1,5-2 миллиона, из которых на местных авторов приходится лишь полмиллиона – стоимость выпуска «Литературного Ставрополья». Убежден, что потенциала ставропольских писателей достаточно для того, чтобы их творчество вызвало общественный резонанс. Татьяна Константиновна права: главное – выход к читателю, но именно его-то у нас практически нет. Ситуация с литературными журналами крайне неустойчива по экономическим причинам, но это отдельный разговор. Сейчас мы пытаемся добиться издания многотомника избранных произведений ставропольских писателей. А к 65-летию Победы в 2010 году ох как необходим выпуск хорошего двухтомника произведений писателей-фронтовиков. Не надо говорить громких слов, своими жизнями и талантом они заслужили такое памятное издание. Но, чтобы этот вопрос решить, надо уже сейчас определиться с финансированием. Одним словом, я против того, чтобы ссылаться на Москву и ждать, когда она за нас все решит.

Екатерина Полумискова, поэтесса:

- Более пятнадцати лет мы говорим примерно одно и то же, чего-то ждем, о чем-то сокрушаемся. Столица же пошла по другому пути. Пока мы надеемся, что Москва нам поможет, она в это время живет своими интересами: у нее свои «мининациональные проекты», мощное культурное лобби в московском правительстве. Так, может быть, и провинции, наконец, двинуться в этом направлении?

В. Кустов:

- Но для этого нужны конкретные проекты и объединение усилий. История культуры нашего края богата великими именами. В Таганроге, например, из больших имен едва ли не один Чехов, но они проводят трехдневный литературный фестиваль. У нас же в запасе целое созвездие имен, и каких имен! Пушкин, Лермонтов, Толстой, Солженицын - всех не назвать. Здесь они творили, воевали, любили, гибли… Неужели наш край не смог бы создать свой литературный праздник, достойный российского масштаба?! Писатели взяли бы на себя все творческие вопросы, а вот административный ресурс…

Т. Третьякова-Суханова:

- Такие фестивали проводил в Сибири Роман Солнцев, но ему помогали и власть, и коммерсанты... И все-таки готовятся положительные перемены. Надежда витает в воздухе. Должны пройти писательские конференции, съезды, в которых мы сможем принять совместное участие и отстаивать свои интересы. А мы очень нуждаемся в более достойной поддержке нашего правительства.

В. Звягинцев:

- Имея 35 лет опыта работы чиновником, хорошо знаю, как действует элементарный подход: у вас там, скажет чиновник, всего два-три таланта, так что же мы у остальных отберем деньги и будем заниматься только писателями? Нерентабельно!

Е. Полумискова:

- Во все времена от неразрешимых вопросов власть спасается, следуя древнему принципу: хлеба и зрелищ! В этом, кстати, секрет живучести чиновника Швыдкого, бросающего миллионы на весьма сомнительные шоу и проекты. Да ведь и работу творческих союзов оценивают по критерию: если «мероприятий» много, союз работает хорошо. Однако, когда не хватает средств, грамотные люди определяют приоритеты, а это уже серьезный разговор.

В. Кустов:

- Тут звучали весьма оптимистические ноты, но я вижу другой, гораздо более драматический образ нашего времени. Раскручивается холодная война. Разыгрывается новый виток терроризма. Россия вошла в глобализацию с петлей на шее, имя которой коррупция. Если начнется глобальный долларовый дефолт, России вообще будет не до нас с вами...

В. Звягинцев:

- Вот именно тогда и будет «до нас» - до внутренней политики и культуры! Если страну ждет мобилизация, модернизация, технологический рывок, это означает, что нас ждет мобилизационная идеология. Будут выдвинуты идеи, под которые, как под ружье, призовут писателей: спасайте и помогайте! Тем, кто положит свой талант на алтарь государственной идеи, будет оказана максимальная поддержка. Ну а тем, кто захочет остаться свободным, рассчитывать будет не на что.

Т. Третьякова-Суханова:

- В одной телепередаче писатель Юрий Поляков на встрече с молодыми предложил им обдумать идею создания молодежного союза с государственным финансированием и соответствующей поддержкой. 80 процентов участников ответили: нет! Мы хотим быть свободными. Вы не догадываетесь почему?!

Игорь Пидоренко, писатель, ответственный секретарь альманаха «Литературное Ставрополье»:

- О свободе говорить интересно, но что в жизни?.. Наш альманах «ЛС» рассылают по библиотекам, он читается, приходят даже обширные отзывы. Но опасность ему грозит с другой стороны. Если, скажем, тендер выиграет новый «недорогой» издатель, это означает, что мы не сможем платить авторам гонорары. Вот и вся недолга. А есть и оборотная сторона медали. Писать надо так, чтобы тебя издавали и покупали. Вопрос на засыпку: измеряется ли талант деньгами? Измеряются ли деньги талантом?..

*****

Что ж, подведем некоторые итоги. В стране достаточно необычная ситуация. На том или ином ток-шоу, в той или иной редакции собираются политологи, писатели, журналисты - размышляют о положении дел в России. И никто при этом не знает, слышит их власть или нет! В каком-то смысле это напоминает времена всеобщих кухонных разговоров с одним, правда, существенным отличием. В тех исторических посиделках была еще энергия, порожденная мощными иллюзиями. Теперь же этой энергии нет: миражи рассеялись. Большая часть людей живет одним днем, стараясь не заглядывать в будущее. В то же время в глубинах этого общества уже рождается новый человеческий положительный тип. Характеризуют его деловой подход, здравый смысл и ясное понимание того, что о нашем времени будут судить не по количеству застрявших в пробках машин, а по состоянию культуры. Потому что культура и есть человек - его душа, мысли, цели, надежды…

«Миражи времени, или В ожидании мобилизации»
Газета «Ставропольская правда»
8 апреля 2008 года