00:00, 25 марта 2008 года

Праздник масленицы в Ставрополе устроила община родноверов

Как так, вопрошали люди, ведь с масленицей мы уже попрощались? Оказывается, это ставропольская община родноверов устроила для горожан и гостей Ставрополя праздник Масленицы, донеся обряд в том виде, какой существовал на Руси в дохристианские времена. Родноверие – религиозное движение, возрождающее дохристианские («родные») обряды и верования славянских народов. Родноверы признают священными знания древних славян, соблюдают языческие обряды, восходящие к дохристианским временам, и в частности проходят обряд посвящения, в результате которого получают новое языческое имя.

Сцена «у самолета» была украшена ручной работы полотнищами со старославянскими солярными знаками, символами плодородия, земли, солнца и неба. Участники действа – в костюмах, которые носили языческие славянские племена.

- Масленица – один из четырех важнейших праздников славянского кологода, приуроченный к весеннему равноденствию, - рассказал член общины Колояр, в миру известный художник-дизайнер Александр Михайлов. - Наши предки отмечали этот праздник в конце марта. После прихода на Русь христианства языческие обычаи были забыты, и Масленица, как и другие праздники, утратила свой конкретный день празднования, и постоянно переносилась из-за 40-дневного поста перед Пасхой. Но сегодня мы отмечаем этот праздник, как традиционно отмечали его наши далекие предки.

Началось праздничное действо с обряда закликания Весны. Ведь на Руси всегда очень серьезно относились к приходу этого времени года – весну ждали с нетерпением, зазывали.

Просили, чтобы пришла она, красавица, с добром, теплой погодой, богатым урожаем хлеба. После возжигания священного живого огня в краде (кострище) парк наполнился многоголосьем пения…

У древних славян одним из главнейших весенних праздников считалась масленица – воплощение сытости, довольства, веселья и разгула. Чтобы в наступающем хозяйственном году сопутствовали удача и благополучие, масленицу следовало достойно встретить и проводить: с песнями, плясками, игрищами. И организаторы праздника постарались ни в чем не нарушать эти обычаи: в парке вовсю водили хороводы, играли в горелки, «чижик-пыжик», перетягивали канат, бились стенка на стенку…

- К сожалению, русские люди позабыли свои исконные традиции и культы, вытекавшие из поклонения силам природы, - рассказала родноверка, она же студентка-третьекурсница СГУ Марина Сизоненко, будущий биолог. – Осознание того, что мы, люди, – единое целое с окружающим миром, пришло ко мне постепенно, и в этом смысле язычество, как вера, мне наиболее близко. Мы хотим напомнить славянам об их корнях, показать, как наши пращуры «общались» с духами леса, неба, земли…

Гости праздника узнали много интересного. Например, откуда пошло выражение «Первый блин комом». Оказывается, к кулинарной неудаче эта поговорка не имеет никакого отношения. А напрямую относится к жертвоприношению богу Велесу, чьим воплощением для русичей являлся хозяин леса – медведь, или, по-старорусски, ком (косолапого так величали по аналогии с комком шерсти). По языческому календарю, именно в пору празднования масленичной недели медведи просыпались после зимней спячки и покидали свои берлоги. И, чтобы задобрить богов, первыми блинами угощали именно медведей – комов, а потом чествовали косолапых медвежьим плясом.

Вдоволь натешившись, собравшиеся приступили к главному обрядовому действу – сжиганию чучела Масленицы-кривошейки. Под одобрительный гул толпы нарядную «блиноедку» водрузили на кострище и подожгли.

Ульяна УЛЬЯШИНА
«Первый блин - медведю»
Газета «Ставропольская правда»
25 марта 2008 года