Рейд против незаконной торговли первоцветами на Кавминводах
Сегодня такая угроза нависла над первоцветом мерендерой трехстолбиковой – симпатичной темно-розовой звездочкой с длинными листьями и медовым запахом. В нашем крае ее можно было встретить только на Кавминводах и на прилегающем к курортной зоне кусочке устья Кумы. За последние год-два в районе Машука и Бештау мерендеру практически полностью уничтожили. Последним прибежищем цветка, занесенного в Красную книгу Ставропольского края, остались предгорья Боргустанского хребта. Туда-то и отправилась рейдовая бригада.
Из Ессентуков мы по трассе поехали в сторону Кисловодска. Первую остановку пришлось сделать, не доезжая поселка Подкумок. Здесь у знака «Поворот дороги» сосредоточились сразу несколько торговцев краснокнижными первоцветами. Три женщины и один мужчина среднего возраста с характерными признаками людей, злоупотребляющих определенными напитками, в тазиках, металлических банках из-под селедки разложили свой товар: туго связанные букетики мерендеры. В букетике полсотни цветов. А таких букетиков у каждой торговки больше десятка. Можно смело сказать, что только эти четверо уничтожили более тысячи растений. Только за один день…
Судя по всему, они ведали, что творят. Едва кавалькада машин остановилась, и из нее высыпали журналисты с кинокамерами и фотоаппаратами, торговцы подхватили лотки с цветами и рванули сквозь кустарник вниз по склону. Сопровождавший нас инспектор спецбатальона ГАИ майор Валерий Сизиков потребовал остановиться, но нарушители только отмахнулись и прибавили шагу.
- А что я могу сделать? – развел руками Сизиков. – Навалиться и надеть наручники? На каком основании?
В самом поселке торгующих цветами было меньше, чем обычно. Видимо, кто-то увидел по краевому телевидению сюжет о том, что предстоит рейд по незаконной торговле дикорастущими цветами, и предупредил знакомых. Но, даже несмотря на это, нарушители нашлись. Вот на обочине дороги сидит мужчина с палочкой. Перед ним большая чашка с цветами. В основном это выращенные в теплицах фрезии. Но среди них находим и букетик мерендеры. Александр Иванников, как представился торговец, не сразу понимает о чем речь:
- Мы эти цветы купили и перепродаем, чтобы на хлеб заработать. Я инвалид второй группы, получаю тысячу рублей, жена тоже инвалид. У нее пенсия тысяча триста. На что жить?
Подошедшая супруга Александра Ивановича снимает плащ и демонстрирует изувеченную руку. Инвалидов жалко. Тем не менее представители мин-природы составляют на них протокол об административном нарушении.
А другая торговка, заметив нас, быстро выхватила из большой чашки с пролесками четыре букетика с мерендерой, но не выбросила, а сунула в пакет. А потом горячо доказывала, что купила эти букетики для внучки, у которой сегодня день рождения. Бабушка пускала слезу, просила отнести ее на кладбище и там закопать, поскольку им, пенсионерам, уже нет никакой жизни…
В общем, мы в очередной раз убедились, что незаконная торговля дикорастущими цветами в Подкумском поставлена на широкую ногу. Что думают по этому поводу местные власти?
Главу администрации мы на месте не застали. Участковый уполномоченный капитан Денис Чередниченко, мягко говоря, не разделил нашей озабоченности по поводу уничтожения мерендеры. У него тут в поселке коровы пропадают, телят воруют, а мы со своими цветочками. Вот если бы из райотдела прислали указания, он бы, разумеется, меры принял. Но пока таковых не было.
Начальник кавминводского отдела минприроды Евгений Бельдиев посетовал, что без милиции задержать нарушителей и составить на них протоколы практически невозможно.
Эту же мысль повторил и директор Кисловодского лесхоза Дмитрий Перфильев:
- Что мы делаем, когда встречаем в лесу людей, которые рвут цветы? Проводим беседы. По закону мы больше ничего предпринять не можем. Задерживать имеют право только милиционеры. А они говорят: вот будет постановление администрации – мы отработаем. Мы ежегодно несколько раз обращаемся в администрацию города с подобными просьбами, но за последнее время не было ни одного постановления.
*****
Следующей весной на склонах Боргустанского хребта мы, возможно, еще встретим мерендеру. Но если к охране первоцветов будет по-прежнему безразличное отношение, то через год-два изображение симпатичного розового цветочка мы увидим только в Красной книге Ставрополького края.
21 марта 2008 года