Разговор
Недавно я увидел статуэтку: металлическая женщина. Какая-то, видимо, очень древняя бронза. Спокойная и стройная поза. Тонкая материя, закрепленная крупной пряжкой у левого плеча, широко спадает, струясь и облепляя острые, чуть провисшие груди, впалый живот, бедра, и закручивается ветром по земле у ступней. Поверхность бронзы потемнела, вибрирует радугой оттенков. Патина одевает фигурку – века, превратившиеся в тунику. И если долго и пристально смотреть, замечаешь колебания этой туники – словно от медленного и глубокого дыхания. А если ты уже много раз смотрел так на статуэтку и научился восхищаться непринужденностью ее линий, дыханием ее патины и у тебя к тому же впереди достаточно свободного времени, в котором статуэтка – единственный твой настоящий собеседник, ты начинаешь улавливать ее голос, вернее, ее звучание. И ты догадываешься, что она звучит всегда, все свои века, с тех пор как из ее неровностей и складок вышелушили последние крупинки формовочного состава. А теперь, с этого мгновения, когда ты впервые ее услышал, она звучит для тебя, прежде всего для тебя. С этого мгновения, может быть, до конца твоих дней у тебя появляется прекрасная и верная собеседница или даже два незаменимых собеседника: тот мастер, который послал ее тебе в черное безлюдное пространство, через руки тысяч глухих и незрячих менял, и та женщина, которая отдалась рукам мастера всем дрожанием своих живых и говорящих черт.
Вот у той бронзы я и научился, и понял, что все люди, как музыкальные инструменты, полны своим гулом, голосом, который наполняет их кажущуюся тишину, даже когда все струны молчат или оборваны.
Тогда я подошел к одному человеку и прислушался. Сказал что-то и снова прислушался. Но ничего не услышал в ответ.
Тогда я исправил свою догадку: это некоторые люди звучны и отзывчивы, как хорошие инструменты, сработанные настоящим Мастером. Другие – словно бы фабричные, массового производства, кто похуже, кто получше. А еще полно глухонемых, как сырое дерево. Но должны же быть люди, говорящие с тобой через все времена и пространства.
И когда я все это понял, мне захотелось поговорить с живым человеком. Я стал подходить к разным людям и пытался заговаривать с ними, а потом, почти отчаявшись услышать отклик, просто кричал «а!».
Никто не отзывался. Статуэтка отзывалась, а они – нет.
Впрочем, у каждого было некое свое звучание. Но так как они жадно слушали только себя, получался как бы замкнутый мир: другие миры им были неинтересны, их окружала глушь. Не похоже ли это на черные дыры во Вселенной? Но ведь Вселенная хотя бы светится!
И я обратился к себе. И увидел довольно грубое, но просторное строение. В нем пусто. Шаги отдаются ото всех стен – в каждом закоулке по-своему. Под кровлей живут ласточки, возятся, мелькают, резко попискивают на лету. Сквозь щели в кровле в хорошую погоду проникают потоки света и растворяются в сухом и чистом воздухе, чтобы вспыхнуть где-нибудь на стене, выхватывая кусок темной и непонятной фрески или обнажившийся из-под древней штукатурки дикий камень.
Ласточки и лучи солнца в какой-то момент помогли мне почувствовать свой настоящий объем – всего себя от тяжкого, врывшегося в почву фундамента до легкого свода, наполненного темным воздухом и ласточкиной возней. Но более всего я оказался наполнен звуком, точнее, готовностью зазвучать, которая есть на самом деле уже сформованный и ощутимый даже, хотя и не разразившийся звук. Это, наверно, похоже на то, что творится в органных трубах, переполненных воздухом, но ветер еще не потек, или в драгоценной музейной скрипке, когда ее настроили и снова положили на полку, или на лавину в горах и в тишине: она уже срывается, уже видима, но звук еще не достиг слуха…
Еще одна мысль промелькнула, как ласточка.
Я принес образ той статуэтки и поставил посредине себя – прямо на каменные плиты пола, но так, чтобы солнечный поток задевал ее на своем пути сначала ранним утром, а потом вечером, на закате. Получилось редкостное: два непрозвучавших звука – один в другом. Ах, сколько непрозвучавших золотых синусоид искривило напряженное пространство! Как удивительно сочетались эти непрозвучавшие звуки! Какое неслыханное эхо готово было сорваться со всех стен, чтобы столкнуться в центре и вновь разбежаться, потрясая своды. Ласточки замерли на лету, захваченные мертвой зыбью этого хорала. Солнечный луч напрягся и загудел в поле готового вспыхнуть разговора. Она бы сказала, и я бы ответил. И эхо наших голосов сталкивалось бы и сочеталось и – родился бы совершенно новый, никому не знакомый голос. И голос этот вырывался бы от нас совершенно цельным, голосом нашего общего времени-пространства. И это означало бы, что у нас получился настоящий разговор.
г. Кисловодск.

Форум «Белая акация» вновь порадовал яркой палитрой творчества
Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей

Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»
