00:00, 14 марта 2008 года

Выставка «Фотофакт» открылась в зале ставропольского Союза художников

«Фотофакт» как общественное явление начинался с сайта в Интернете, созданного год назад. Пойти на этот по-своему экспериментальный шаг Арсения побудило участие в аналогичном международном проекте. И не просто участие. Став победителем в рейтинге международного сайта фотографии, он понял, что и Ставрополье, несомненно, обладает хорошим творческим потенциалом на данном поле. Обсуждение вопроса с коллегами по увлечению еще больше убедило в необходимости действовать.

Впрочем, помогла, конечно, и профессия Арсения – он занимается наружной рекламой, возглавляет отдел развития и маркетинга Центра размещения рекламы. Имеет два художественных образования, дед, отец и мать – профессиональные художники. Потому не удивительно, что и Арсений ощущает себя человеком творческим, приверженцем художественного фото.

Сегодня организаторами проекта уже накоплен определенный опыт отбора работ, поиска новых интересных авторов. Условия для новичков достаточно просты: представить шесть снимков, которые затем оцениваются посетителями сайта. Набравший наибольшее число баллов получает право опубликоваться на их сайте. В общем, все очень демократично и в духе времени. Как видим, Интернет становится полем не только для образовательной, но и творческой деятельности. Нынче было зарегистрировано более 150 претендентов на участие в «Фотофакте». Отобраны работы примерно тридцати. Любопытно, что возрастной диапазон весьма широкий: самому младшему фотохудожнику - 15 лет, самому старшему 56. Как считают организаторы, художественный уровень нынешней выставки намного выше предыдущей. И если прошлогоднюю посетило в салоне более 2000 человек (специалисты скажут, что это немало), то в этом их можно ожидать еще больше.

Не секрет, что сегодня бурное развитие фототехники позволяет практически любому человеку, взяв в руки фотоаппарат и потратив некоторое время на поиск кадра, влиться в растущую армию активных фотографов. Но каждый ли становится при этом художником, способным удивить, увлечь, заинтересовать?

- Собирать свои снимки в семейном альбоме и показывать их друзьям и знакомым еще вовсе не значит стать именно художником, - убежден Арсений Емельяненко. - Этого настоящему фотографу мало. Для того и создан «Фотофакт», чтобы можно было сравнить свои работы с работами других, обменяться впечатлениями, порой даже и услышать полезные критические замечания или советы.

Экспозиция наглядно убеждает в полезности нового творческого сообщества: здесь действительно немало достойных работ, с которыми не стыдно поехать и в другие регионы, а такие приглашения уже поступают. Тематика не ограничена никакими рамками, каждый волен показать что-то свое, пусть пейзаж или репортаж, все что угодно, лишь бы это было интересно и качественно сделано. Единственное условие – вызвать эмоцию зрителя, пробудить мысль. Разнообразие сюжетов и образов лишь подтверждает старую истину: окружающая жизнь во всем многообразии ее проявлений открывает безбрежное поле для творчества.

Столь же всеохватна выставка и для посетителя, каждый, наверно, найдет здесь «свой» уголок. Кто-то обязательно задержится у серии выразительных портретов Сергея Шляхова. Кому-то немало скажут величественные в своем спокойствии зимние пейзажи Арсения Емельяненко или его же прекрасные непридуманной естественной красотой грации и ню. Другому напомнят о чем-то очень личном проникновенные кадры из серии «Черное море» Артема Захарова. А вот Андрей Фоменко сумел разглядеть целую эпоху, отозвавшуюся оригинально-наивным и вместе ностальгически-трогательным циклом «Советские автобусные остановки»! Живописными полотнами смотрятся сочные натюрморты Анны Багдасаровой. Задумчиво-загадочна Виктория Мельникова в проникновенно-поэтичных работах «Состояние души», «Пора занавесить окно»… А какого изысканного «Кота» в неожиданном «промышленном» пейзаже представил Константин Башмаков… Великолепна в своей причудливой простоте «Матрица» Олеси Николенко… По-моему, даже только по одним названиям работ понятно: собрались люди не просто вдохновленные, но мыслящие, причем мыслящие неординарно, а значит, интересно. Не обошлось, правда, и без элементов некоторого то ли ироничного, то ли нарочитого эпатажа, но это, кажется, дело вкуса.

Замечая явный интерес в глазах посетителей, невольно подумаешь: откуда в людях такой интерес к фотографии? Ведь это всего лишь (!) результат пусть и удачного, но чисто технического процесса. Не потому ли, что фотография, показывая нам вполне реальные вещи, каким-то все-таки чудом умудряется вызывать отклик в душе?

- Фотография – застывший момент времени, - тут с А. Емельяненко нельзя не согласиться. - Каждый содержит в себе какие-то конкретные воспоминания, которые дороги автору. Все здесь реально, не придумано, все когда-то где-то имело место. Это – факт жизни.

Не только выразительны, но по-своему познавательны снимки, которые можно обозначить как некие путевые зарисовки, сделанные во время путешествия авторов по миру. Такие выбрал для экспозиции известный ставропольский археолог Андрей Белинский, немало поездивший по свету. Он, кстати, участвовал и в предыдущем «Фотофакте», кроме того, многие помнят и персональную выставку этого автора. Его замечательные кадры из американской жизни по цветовой гамме и композиции чем-то напомнили фантастические сюжеты Дали. Как начиналось для него это беспокойное фото-хобби и хобби ли это вообще? В фотографии, считает Андрей Белинский, трудно определить грань между профессиональной деятельностью и увлечением. Скорее всего, профессионалы – те, кто на этом делает деньги, зарабатывают. В то же время его снимки явно не для домашнего альбома,

- Наверное, отчасти археология, требующая особенно пристального внимательного взгляда, научила обращать внимание на то, мимо чего другой человек пройдет не задумываясь. Потому, даже будучи в роли туриста, видишь и социальные оттенки жизни, и определенные этнические различия, элементы иной культуры…

* * *

«Фотофакт-2008» порадовал здоровыми творческими амбициями участников, объединенных и общим увлечением, и серьезными намерениями творить, щедро делясь увиденным и запечатленным с людьми. С благодарностью отзываются организаторы выставки о коллегах из Союза художников, гостеприимно предоставивших им свой зал, справедливо считающийся одним из самых престижных в крае. Думаю, и сами они услышат еще не одно слово благодарности от признательной публики. Ведь молодой «Фотофакт» уже становится фактом жизни.

«Фото как «чисто-факт» и не только…»
Газета «Ставропольская правда»
14 марта 2008 года