00:00, 7 марта 2008 года

Выставка работ семьи Соколенко открылась в Ставропольском изомузее

В двух самых больших залах разместились творения героя дня, его жены Ларисы Должанской, брата Михаила, сына Дениса и дочери Александры. Экспозиция открывает задуманный музейщиками цикл «Юбилейная палитра», посвященный мастерам кисти – юбилярам 2008 года и отмечаемому нынче 70-летию Ставропольской краевой организации Союза художников России.

Название выставки - «Моя семья» - наполнено глубоким смыслом. А. Соколенко – родоначальник целой династии художников. А творчество его являет замечательный пример любви к родному краю, его людям, верности своим корням. Вот здесь, среди полотен мастера, я бы посоветовала педагогам и родителям проводить для ребят уроки настоящего, негромкого и бесконечно искреннего патриотизма. Как справедливо сказала директор музея Зоя Белая, семья Алексея Егоровича – это его край, его земляки, с которыми он прочно связан и кровными, и самыми высокими духовными узами. Стоит лишь увидеть эту неизъяснимо выразительную в своей многоликости череду самых разных героев, будь то задумчивые молодые ребята («Окно»), степенные мужчины в рабочих спецовках (триптих «Рабочий», «Мастер», «Бригадир»), почти плакатная и одновременно лирическая группа селянок («Крестьянки») или, наконец, незамысловатая внешне, но по сути символичная «Семья», где за большим столом собралась большая родня, а на переднем плане – Отец… Обобщенный образ Самого Главного на земле. Обыкновенные лица необыкновенной пронзительности. Кстати, сотрудники музея очень удачно обыграли этот символ с картины, представив своего рода эффектную инсталляцию – большой стол, накрытый льняной скатертью, с типично деревенским изобилием на нем. Во главе стола был посажен юбиляр – уроженец села Овощи: вот вам и еще один - непридуманный, - наполненный поэзией символ величественного и простого житейского (овощи!) плодородия матери-земли…

Много, конечно, было в этот вечер в музее сказано хороших верных слов о художнике и его семье. А главной мыслью проходило всеобщее искреннее восхищение уловленной всеми без исключения теплой энергетикой, которой, казалось, дышали не только полотна, но был напоен сам воздух. Это билась и сияла чудесным светом удивительная энергия прогретой солнцем ставропольской земли. Человек, живущий на этой земле, стал основным действующим лицом всей творческой жизни художника. Неожиданно для многих еще один талант А. Соколенко приоткрыла профессор Ставропольского госуниверситета Клара Штайн, назвавшая себя многолетней поклонницей и другом художника. В прошлом году ею был подготовлен к печати большой том «Ставропольский текст», в котором есть целая глава, написанная Алексеем Егоровичем. Ученых-филологов приятно поразил счастливо обнаруженный ими в мастере кисти несомненный дар слова. Причем живописец и здесь верен своему творческому методу: его фразы на бумаге дышат таким же природным и ясным вдохновением, как и картины. Проза А. Соколенко – «простые» истории из жизни матери, отца, собственные наблюдения за миром. Написанные по раз и навсегда выбранному правилу: нигде, никогда и ни в чем не покривить душой. И при этом – светлый, радостный, жизнеутверждающий взгляд, которому можно только позавидовать «белой» завистью. Представьте, даже едучи в поезде в Москву на недавно прошедшую масштабную всероссийскую выставку «Отечество», коей он был участником, Алексей Егорович проявил себя неравнодушным и наблюдательным путешественником, успев написать рассказ «В дороге» - не просто путевые заметки, но собственное видение большой Родины.

Великое единство в разности творческих методов, сюжетов, образов, красок – так можно кратко охарактеризовать эту, повторю, необыкновенную выставку. Как точно выразился о своей семье юбиляр: мы все очень непохожие. И это действительно так. Сам А. Соколенко работает в разных жанрах – портрет, пейзаж, сюжетная композиция, натюрморт. На его полотнах и типично городские картинки, и поэтическая ширь полей, и сочные, пьянящие спелостью дары природы, и очень точные, психологически чуткие зарисовки человеческих отношений. Брат Михаил, к сожалению, уже ушедший из жизни, был великолепным реставратором и живописцем, исследователем истории Дона, где он работал, но – сохранявшим так органично свойственную всему роду связь с землей отцов. Жену юбиляра Ларису Должанскую на Ставрополье хорошо знают как прекрасного педагога, воспитавшего не одно поколение художников, и оригинального мастера тонких, чистых акварелей. Ее цветочные зарисовки – этакие маленькие шедевры с опять-таки «простыми» названиями: «Белый пион», «Васильки»… Между тем акварель недаром считается сложнейшей из техник, требующей – при всей своей кажущейся «туманной» размытости – точного, внятного воплощения увиденного.

Про младших Соколенко формально можно сказать: пошли по стопам родителей. А на самом деле каждый – совершенно особенный мастер, идущий собственным путем в искусстве. И успевший немало достичь. Денис (кстати, внешне - почти полная копия отца, даже бороды у них разнятся лишь цветом, видеть рядом этих двух мужей - удивительное ощущение полноты осязаемой преемственности поколений!), опираясь на лучшие традиции живописной школы, удачно строит свою оригинальную эстетику, в которой реальные пейзажи и предметы причудливо-гармонично сочетаются с философичной фантазией автора. Его триптих «Бухарский монах» заставляет остановиться в немом и отчасти, извините, бессмысленно-счастливом восторге, «обычный» с виду пейзаж «Безмолвие холмов» совершенно необъяснимо не дает оторвать от себя взгляд, орнаментально-кружевная «Мандала» завораживает, а тончайше-скрупулезно выписанная «Петля» так и остается загадкой - почему художник решил представить нам эту закрученную в сложный узел веревку, что он хотел этим сказать? Есть легкое подозрение, что это такая незлобивая, шутливая ирония профессионала...

Свои загадки загадывает нам и Александра Соколенко - самобытный мастер графики и прикладного искусства, одновременно (как и оба родителя) - талантливый педагог. Представленные на выставке ее графические серии «Красные травы», «Дачные истории» - поразительные по своему изяществу и изысканности образчики поэзии, запечатленной в тонких, плавных линиях и негромких, но очень насыщенных красках. Живущие на этих листах диковинные сказочные птицы, травы, деревья, фантастические фигуры так и манят вас в некий особенный и, конечно, прекрасный мир волшебников и чудес. Ну а ценители декоративного лоскутного шитья будут долго любоваться интересными опытами, сделанными художницей в этом жанре, где народность и наив так эффектно переплетаются с опять же настоящей школой и выраженной автор-ской индивидуальностью.

Экспозиция «Моя семья» явила нам на живописных полотнах, в акварельных и графических листах нашу «большую родню», с отдельными представителями которой мы вовсе не знакомы, но сердцем точно знаем - мы действительно родственны. Большая ставропольская «родня» Алексея Соколенко - это не только его семья, занимавшая почетные места за гостеприимным музейным столом, и не только земляки из Ставрополя или Туркменского района, это вообще-то все мы и весь «ставропольский русский мир» в лучших своих проявлениях. И даже обыкновенные спелые громадины-тыквы на его натюрмортах почти осязаемо пахнут чем-то таким родным, вселяющим надежду: хороший урожай всегда обещает уверенное будущее, не правда ли?

* * *

Другие статьи и информацию по теме см. проект «ВЕРНИСАЖ»

«Большая родня»
Газета «Ставропольская правда»
7 марта 2008 года