11 марта - День работников органов наркоконтроля
Накануне юбилейной даты в УФСКН РФ по Ставропольскому краю состоялась встреча представителей СМИ с начальником ведомства генерал-лейтенантом полиции Александром Клименченко. Рассказывая об итогах деятельности наркополиции за эти пять лет, А. Клименченко подчеркнул: главное, чего удалось добиться – создание крепкой мобильной структуры, способной противостоять наркоугрозе, принявшей пять лет назад масштабы, сопоставимые с опасностями международного терроризма. Заставили работать некогда «мертвые» статьи УК РФ, касающиеся содержания наркопритонов и культивирования запрещенных растений.
- Только за прошедший год сотрудниками Управления выявлено 2850 наркопреступлений, из которых более половины относятся к категории тяжких и особо тяжких, - рассказал генерал-лейтенант. - Раскрыты 38 преступлений в сфере легализации доходов, общая сумма «отмытых» денег превышает три миллиона рублей. Из незаконного оборота изъято 577 килограммов опасного зелья. Много это или мало? Судя по тому, что за пять лет существования наркоконтроля во всей России было выявлено 345 тысяч наркопреступлений, пресечена деятельность двух с половиной тысяч криминальных групп и сообществ, можно сказать, что ставропольские борцы с наркопреступностью все пять лет входили в десятку лучших в стране.
Чтобы не перегружать читателя сухой статистической цифирью, отмечу, что в результате оперативно-розыскной деятельности в крае были обезврежены несколько крупных нарко-группировок. Например, так называемая «банда Полосатого», снабжавшая наркотиками не только Ставрополье, но и соседние регионы. Как уже писала наша газета (см. «Конец Полосатого», «СП», 02.06.07), группировка контролировала львиную долю сбытовой сети опия и героина в крае и окрестностях. Борцы с наркотиками разрабатывали эту банду около полугода, по крупицам собирая информацию и готовясь к решительным действиям. Взять наркодилеров удалось только после внедрения в банду оперативного сотрудника, причем залегендировать правоохранителя пришлось по всем правилам спецслужб. Сейчас «дело Полосатого» передано в суд, на скамье подсудимых находятся шесть человек. По оперативным данным, на Ставрополье еще остаются порядка десяти аналогичных крупных наркогруппировок, которые еще предстоит «вывести из сумрака».
Большую надежду на улучшение ситуации А. Клименченко возлагает на недавно созданную в крае антинаркотическую комиссию, куда вошли представители не только силовых структур, но и многих других ведомств. Ведь мало выявить преступление и пресечь канал поставки наркотика, гораздо важнее создать жизнеспособную систему профилактики наркотизации населения и особенно молодежи.
- В этой связи при антинаркотической комиссии будут созданы три рабочие группы, курирующие координацию взаимодействия правоохранительных органов, организацию системы профилактики наркозависимости и занимающиеся, так сказать, «ревизией» нормотворческой деятельности. Например, сейчас рассматривается принятие законопроекта о привлечении к административной ответственности владельцев увеселительных заведений, на территории которых посетителям продают наркотики и психотропные вещества. Ответственность – от штрафов до закрытия заведения, а, возможно, и иные, более крутые меры наказания.
В последнее время в российском обществе главенствуют две точки зрения, как победить наркоманию. Приверженцы первой ратуют за голландский опыт легализации «легких» наркотиков, «поклонники» второго, китайского, метода – за расстрел наркоторговцев «без суда и следствия». Но, как отметил А. Клименченко, применительно к российским реалиям ни голландский, ни китайский опыт нам не подходят. Легализация наркотиков может обернуться массовым их потреблением, с которым Россия попросту не сможет бороться. Точно так же и смертная казнь – у нас, россиян, иной менталитет, иное законодательство, иное отношение к ценности человеческой жизни.
- И все же за некоторое ужесточение я с удовольствием бы проголосовал, - сказал глава наркополиции. - Например, ввел бы обязательное тестирование на предмет употребления наркотиков для водителей общественного транспорта и лиц иных профессий, которые так или иначе отвечают за людские жизни. Неплохо бы возродить практику изоляции наркозависимых от общества в какие-либо стационарные принудительные медучреждения – в первую очередь для того, чтобы они не втягивали в этот порочный круг других людей, не превращали жизнь своих близких в ад.
6 марта 2008 года