Литературное Ставрополье собралось на конференции
В один из недавних февральских дней, когда столь удачно совпали эти два обстоятельства - наличие уютного места и желание поговорить - в краевом литературном центре состоялась конференция, посвященная итогам трехлетней работы альманаха «Литературное Ставрополье». Круг ее участников составили авторы издания - писатели и поэты, публицисты, краеведы, литературоведы, а также работники краевой Лермонтовской библиотеки, студенты, журналисты и представители власти.
Тема конференции «Литературное Ставрополье» - вектор времени» определила и направление разговора. Что значит жить и писать в XXI веке? И что есть современная литература - зеркало общественных настроений или же выражение индивидуальных чувств автора? И, наконец, что такое альманах - олицетворение прошлого, способного утешить читателя в настоящем и подать надежду на будущее? Впрочем, эти и другие вопросы каждый из участников дискуссии формулировал по-своему, но общий смысл и оценки сводились к положительному знаменателю: альманах как явление ставропольской литературы состоялся, но дальнейшая его деятельность требует, конечно же, новых усилий, без которых не происходит развития.
Открыл конференцию и пригласил всех к разговору главный редактор альманаха, член Союза писателей России Владимир Бутенко: «За три прошедших года наш альманах обрел свое лицо, которое я определяю в контексте российской словесности. Наше кредо: следовать традициям отечественной культуры, не превращаясь в площадку бездумных экспериментов». В этом же ключе разговор продолжила доктор филологических наук профессор СГУ Татьяна Черная. Надо сказать, под ее критическим, но доброжелательным пером ставропольская литература после стольких лет забвения словно бы ожила, получив творческое право на дальнейшее существование. И действительно, к голосу профессионального литературного аналитика трудно не прислушаться. Она и сама - олицетворение традиции, ее отец – писатель и ученый Карп Черный – стоял у истоков создания ставропольской писательской организации.
Собственно, большинство из тех, кто давал оценку альманаху, прежде всего отмечали его сильные стороны. «Отдел публицистики становится стержнем журнала» (Виктор Кустов). «На страницах отдела краеведения не только воскресает прошлое, но и пишется история нашей малой родины» (Виктор Кравченко). «За три года в «Литературном Ставрополье» опубликовано 102 автора, из них только 32 - члены Союзов писателей, остальные - новые имена» (Александр Куприн). «В крае 635 библиотек. Я повсюду проехал и везде увидел на полках альманах. Читатели его читают, библиотекари делают обзоры ставропольской литературы». (Владимир Лычагин).
Однако добрые отзывы не были бесконечными, раздались и критические голоса. «В альманахе немало «среднего» материала. Перестанем же хвалить друг друга. Давайте ссориться, иначе мы не будем расти» (Александр Мосинцев, Пятигорск). Не менее интересными показались и такие «неудобные» высказывания: «Если вы не будете печатать молодых, превратитесь в маргиналов. Да, у них уже нет различия между устной и письменной речью, но такова данность»...
Не так давно мне довелось откровенно разговориться с одним энергичным вузовским преподавателем. Он тоже был недоволен тем, что альманах принадлежит не молодым. «Все не так, все не то, все не те...». Его интонация и мимика были красноречивее слов. Что же это - нежелание услышать голос старшего поколения? Неспособность воспринять лучшее, что было в нашей литературе и истории? Продолжить его? Только вот можно ли сделать это на том жаргонном бесформенном языке, на котором, увы, изъясняются теперь молодые?.. А эти странные угрозы («вы попадете в маргиналы») и вовсе, на мой взгляд, несостоятельны. В маргиналах, кстати, может оказаться и большинство, а вот действительную культуру творят всего-то навсего 10-15 процентов «просвещенного населения». Так что не стоит старчески заискивать перед молодыми - не мужественное это, в общем, поведение. Право печататься в альманахе еще нужно заслужить. Впрочем, будем великодушны, всякая критика так или иначе «руководство» к действию.
Что же касается обвинения в «среднем уровне» - корректно ли оно? Говорящий подобное полагает, вероятно, что он-то сам выше. Однако в современной России гениев что-то не видно. А вообще за годы реформ мы пережили столько невозможного и даже извращенного, что всей душой тянет нас к надежному и справедливому. Разве дело русской литературы в экзотической яркости, а не в правдивости и духовной стойкости? Примеры последних качеств и подает нам «Литературное Ставрополье», художественный арсенал которого не что иное, как длительная биография души...
20 февраля 2008 года