00:00, 14 февраля 2008 года

Цены на продукты продолжают расти большими темпами

Январь нередко опережает остальные месяцы: именно с начала года дорожают практически все услуги ЖКХ и проезд на городском и междугородном транспорте, привычным является и сезонный рост цен на плодоовощную продукцию. По последним сводкам Росстата, инфляция на потребительском рынке в январе составила 2,3%. Это заметно выше, чем в декабре (1,1%) и в прошлом январе (1,7%). Очевидно, что после некоторого замедления инфляция вновь начала набирать обороты. Правда, не столь неожиданные, как в недалеком сентябре-октябре, когда взлет цен повлек настоящую истерию, причем как населения, так и властей.

Первопричиной нынешнего подорожания по-прежнему называют рост мировых цен на продовольствие. Причем, как показывает практика, ссылка на «издержки глобализации» стала удобной для чиновничества. Слова «мировая конъюнктура» превратились уже чуть ли не в притчу во языцех. Хотя эксперты склоняются к несколько иной точке зрения: зависимость внутреннего российского рынка от мирового не столь критична. Вопрос, скорее, в структурных проблемах отечественной экономики.

К тому же в преддверии думских выборов власть решилась не на самые рыночные меры реагирования на «разгулявшуюся» инфляцию. Напомним, что осенью, помимо ввода пошлины на экспорт зерновых и отмены пошлины на импорт ряда животноводческих продуктов, с крупнейшими реализаторами на федеральном и региональном уровнях было заключено соглашение о фиксации торговых наценок и самих продовольственных цен на хлеб, молоко, кефир, подсолнечное и сливочное масло и яйца. Уже можно говорить о том, что эффект получился кратковременный и весьма условный. Сугубо обывательские повседневные наблюдения показывают, что «заморозка» сыграла как раз против рядовых покупателей. Замораживание цен на наиболее дешевые виды пакетированного молока или кефира сопровождалось параллельным подорожанием аналогичных товаров из так называемых средних и премиальных сегментов молочных продуктов. То есть, чтобы не почувствовать подорожания, человеку стоило «сидеть» исключительно на хлебе и молоке, причем из разряда самых дешевых.

Впрочем, это не помешало вернуться к ценовому мораторию по социально значимым продуктам. Уже накануне президентских выборов. Очередное соглашение о заморозке действует до 1 мая. Вполне предсказуема следующая перспектива: как только мораторий закончится, цены на «замороженные» продукты сразу подскочат. И чем дольше продлится соглашение, тем сильнее будет скачок цен по его завершению.

Хотя в то же время упомянутый ценовой мораторий практически не помешал повышению потребительских цен на Ставрополье. Так, с первого февраля подорожал белый хлеб. Отпускная цена традиционного «кирпичика» (а он входит в перечень тех самых социально значимых продуктов) поднялась до 12,54 рубля (подорожание составило 19%), в торговых же точках она взлетела до 14-15 рублей за буханку. Производители объясняют это не только ростом тарифов на воду, газ и энергоносители. С наступлением зимы вновь стало дорожать зерно. Но до сих пор, о чем уже писала «Ставрополка», по сути, так и не налажено четкое и эффективное взаимодействие ставропольских хлебопеков и регионального зернового фонда. Красноречива все та же «росстатовская» статистика: в северокавказских республиках – Чечне, Кабардино-Балкарии, Ингушетии, Северной Осетии - «кирпичик» в розницу стоит всего порядка восьми-десяти рублей.

Если говорить уже о конкурентоспособности Ставрополья, можно привести другой пример. Также из чисто обывательских наблюдений. Цена одного кило ставропольских куриных окорочков в магазинах краевого центра сейчас зашкаливает за восемьдесят(!) рублей. Рядом на прилавках лежат подмосковные, но по сорок с лишним рублей за килограмм, краснодарские стоят порядка шестидесяти. Однозначно, что в большинстве случаев покупатель выберет привозной продукт. Кстати, дешевле ввозить в край, чем производить здесь, стало теперь не только мясо. Читатели, звонившие в редакцию, вспоминают о тех же куриных яйцах: десяток «наших» перевалил за сорок рублей, зато заметно дешевле продаются привезенные из Сибири (!). Впрочем, то же самое относится и к другой сельхозпродукции.

Однако комментарии по этому поводу в профильных министерствах, к сожалению, сводятся лишь к словам о «недобросовестности» местных производителей, которые в корыстных интересах просто воспользовались тарифной шумихой в крае. При этом очевидно, что Ставрополье давно нуждается в целом комплексе мер по продовольственной безопасности. У нас по-прежнему «выключены» стимуляторы развития собственного производства – нет реальной поддержки тех же личных подсобных хозяйств, которые производят продукцию с наименьшими издержками: здесь на цену продукции мало влияют налоги. И в крае пока господствует импорт – порой дорогого и сомнительного качества.

«Притча во языцех»
Газета «Ставропольская правда»
14 февраля 2008 года