В Ставрополе судят милиционеров, угрожавших мужчине пистолетом
В хитросплетениях одной такой «милицейской истории» сейчас пытается разобраться Октябрьский районный суд, где слушается дело в отношении двух сотрудников патрульно-постовой службы: лейтенанта Романа Морошко и сержанта Олега Сапегина, обвиняемых в превышении служебных полномочий. Мол, они без законных оснований применили к жителю краевого центра Алексею Андрееву физическую силу и к тому же угрожали ему оружием.
Воронья слободка
Все началось с обычной дворовой склоки, которые частенько возникают между соседями многоквартирных домов, обитателями этаких «вороньих слободок», вынужденных делить общее дворовое пространство. По одной из версий сыр-бор разгорелся из-за того, что житель дома № 6 по улице Железнодорожной Алексей Андреев сделал замечание соседям, перегородившим общий проезд вдоль дома своими машинами. Те в долгу не остались: слово за слово, дело дошло до оскорблений и пускания в ход кулаков. На шум «разборок» высыпали любопытные, кто-то вызвал милицию... По словам Андреева, дело обстояло следующим образом.
- Мы стояли на улице с женой, когда приехали милиционеры: один в звании лейтенанта, другой – сержант. Они подошли ко мне и сказали, что на меня, как на зачинщика скандала, жалуются соседи и поэтому мне надо проехать в райотдел, - рассказывает Алексей. - Я ответил, что, во-первых, неплохо бы милиционерам представиться и показать свои документы, а во-вторых, я ни в чем не виноват и поэтому никуда не поеду. Но мне ответили, что вышел новый закон, согласно которому милиционеры не обязаны предоставлять свои документы. один из них схватил меня за руки и стал тянуть к машине. Я вырвал руку и захотел зайти в дом. Тогда лейтенант выхватил пистолет и, приставив ствол мне ко лбу, сказал, что сейчас меня застрелит, если я не подчинюсь. А потом стал тыкать мне пистолетом в живот.
- Я закричала: «Что же вы делаете, вы же человека можете застрелить», - говорит жена Алексея. - Муж тоже распсиховался, заорал: «Ну стреляй!». Тут к нам подбежали брат супруга, соседка с криком: «Если они тут такое творят, что они с ним в райотделе сделают? Давай его домой прячь». Мы пытались оттеснить мужа от сотрудников милиции, тогда лейтенант пригрозил: «Разойдитесь, иначе буду стрелять по ногам», а сержант применил к мужу удушающий прием. Когда он схватил его за шею, лейтенант начал выкручивать руки Алексею.
В это время во двор выглянул 11-летний сынишка Андреевых.
-Я открыл дверь и увидел, как дядя наставил папе пистолет в голову, - вспоминает мальчик. - А другой милиционер стал крутить ему руку. Я очень испугался, заплакал, закричал: «Не трогайте моего папу, не убивайте его».
В милицию «буяна» Андреева милиционерам в этот день так и не удалось доставить – вырвавшись, он забежал в дом и захлопнул дверь.
- На следующий день я обратился с заявлением в прокуратуру о том, что мне угрожали оружием, - говорит Алексей. - К тому же милиционеры сломали мне руку, что подтверждено судмедэкспертизой. Я оценил моральный вред и материальный ущерб в сто тысяч рублей.
- Любое обращение гражданина в прокуратуру, тем более содержащее сведение о противоправных действиях стражей порядка, подлежит незамедлительному разрешению. В данном случае слова Андреева нашли свое подтверждение, результатом чего явилось возбуждение уголовного дела, - прокомментировал ситуацию прокурор Октябрьского района Владимир Решетняк.
Голословный навет?
Оппоненты Андреева придерживаются диаметрально противоположной версии: мол, все, о чем говорит потерпевший, ложь и чистой воды провокация.
- Когда мы приехали по адресу, увидели стоявшую на улице группу людей, разговаривавшую на повышенных тонах, - рассказал Роман Морошко. - Подошли к ним, представились, спросили, в чем дело. Две женщины указали на Андреева как на зачинщика безобразий, пожаловались, что он дебоширит, нецензурно бранится, грозит убить, ударил одну из них. Андреев в свою очередь ответил, что это его обидели и оскорбили, что его укусила сосед-ская собака. В общем и та, и другая сторона пожелали написать друг на друга заявления, мы предложили им взять свои документы и проехать в райотдел. Женщины согласились ехать, а Андреев вдруг повел себя неадекватно: заорал, что никуда не поедет, стал нецензурно ругаться, обзывать и нас, и соседей, рвать на себе рубаху. Его жена и брат сразу же затолкали Андреева в дом и закрыли дверь. он начал буянить в доме, открыл форточку, хотел запустить в нас кирпичом, но ему помешал его брат – форточку захлопнул. Жена Андреева Наталья стала нас упрашивать: мол, муж психически больной, не надо его трогать, с ним вечно такие проблемы. Ну мы взяли тех двух заявительниц и поехали в райотдел. Там узнали, что Андреев действительно стоит на учете в психдиспансере. Никакой демонстрации оружия и применения физической силы в отношении него и в помине не было. Да и как я мог угрожать ему пистолетом да еще и выкручивать руки? У меня у самого руки были заняты: папка, рация... И сына его, который, как утверждают Андреевы, был очевидцем насилия над папой, я в первый раз увидел только на суде – в момент скандала его просто не было. Мое мнение такое: человек просто пытается «снять» с нас деньги, он при свидетелях мне предлагал: «Платишь 30 тысяч – и я забираю заявление».
К слову, и у потерпевшего, и у обвиняемых есть свои «группы поддержки» из жильцов дома, присутствовавших при скандале. Те, кто на стороне Андреева, пистолет у его головы видели, кто поддерживает позицию стражей порядка (собственно, они-то и вызывали их), «ствола» в руках милиционера не углядели. Причем и та, и другая группа твердо стоит на своих показаниях, что внесло еще больший раскол в не особо мирную соседскую жизнь двора.
Казусы
Мне как рядовому гражданину очень хочется, чтобы «ковбойское» поведение сотрудников милиции оказалось лишь выдумкой. Иначе, как ни крути, получается, что милиционерам доверять табельное оружие просто опасно.
Однако и в случае оправдательного приговора в отношении стражей порядка к ним остается масса вопросов. К примеру, почему все-таки у женщин, жаловавшихся на дебошира и хулигана, к тому же угрожавшего им убийством (кстати, весьма серьезная статья УК РФ, предусматривающая наказание вплоть до лишения свободы на срок до двух лет), милиционеры так и не приняли заявление?
- Понимаете, когда в психиатрической больнице подтвердили, что Андреев действительно стоит у них на учете, дежурный сказал женщинам, что писать заявление на Андреева смысла нет – все равно ему ничего не будет, ну они и ушли, - бесхитростно пояснил лейтенант Морошко.
Вот так. А, между прочим, такой поступок оперативного дежурного по райотделу милиции не что иное, как прямое нарушение закона. И надзорные органы на такие отфутболивания заявителей, как правило, реагируют очень жестко: возбуждают против провинившихся уголовное дело по ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями). Но, разумеется, если эти проступки всплывают.
С обидой говорит Роман Морошко и о выговоре, который влепили им с напарником после служебной проверки – дескать, почему не оформили Андреева, как положено в таких случаях. И действительно, странно: человек прилюдно, в публичном месте (а общий двор, по моему мнению, место публичное) кроет почем зря площадной бранью и соседей, и представителей власти, угрожает и вытворяет, в общем-то, форменное непотребство. Налицо целый букет статей УК: от хулиганства до публичного оскорбления представителя власти. А виновнику все сходит с рук, даже «административку» не составляют!
Как поясняет Роман, зная по опыту, что все попытки привлечь таких буянов к ответственности заканчиваются пшиком, он не стал и связываться с бумажной волокитой. К тому же пожалел «больного». И вот вместо благодарности получил клевету, судебную нервотрепку и проблемы в семье и на работе.
Впереди череда судебных заседаний, и чем закончится эта история, покажет время.
При содействии пресс-службы Ставропольского межрайонного следственного отдела СУ СК при прокуратуре РФ по СК.
(По этическим мотивам все имена и фамилии изменены).
9 февраля 2008 года