00:00, 2 февраля 2008 года

Куда летит «Журавлик»

- Так это все ты сделала? - киваю на всевозможные бумажные шары и гирлянды, украшающие зал.

- Да. Вернее, наш клуб.

- А что за клуб?

- Приходи, увидишь.

Удаленный от центра «не престижный» район, одноэтажный частный сектор. И только на углу улиц Боргустанской и Замковой – двух-этажное старое здание. Железная лесенка ведет с тротуара прямо на второй этаж, туда, где у двери скромная вывеска «Детско-подростковый клуб «Журавлик».

Вхожу и буквально с порога окунаюсь в ребячий гомон, смех. В одной из комнат за низеньким длинным столом с десяток девочек, мальчиков и бабушки самых маленьких детишек. Перед ними стопка цветной бумаги, карандаши, ножницы.

- «Журавлик» - это объединение. А в него входят клуб любителей брейк-данса, фитнес-клуб «Алиса» и оригами-клуб «Кораблик», - поясняет Маргарита Эдуардовна. – Зимой у нас затишье – ходит порядка 80 человек. Зато летом эту цифру можно смело умножать на три. Вся детвора в округе нас знает.

Таких общественных объединений в Кисловодске больше не сыскать. Возникло оно благодаря неуемной энергии библиотекаря Ольги Рудаковой и журналиста Маргариты Ткач. Поначалу работали на базе домоуправления №3. Благо начальник домоуправления Галина Коробейникова вскоре стала депутатом, а затем и председателем городского совета. Естественно, она всячески поддерживала свое детище.

Поначалу все было хорошо. Дети занимались в различных кружках, ходили в библиотеку. Каждое лето перекрывали проезжую часть напротив клуба и устраивали грандиозный праздник улицы. Здесь уж ребятишки вовсю старались показать своим папам и мамам, дедушкам и бабушкам, соседям все то, чему научились за год.

Но затем в рамках реформы ЖКХ вышло распоряжение, за-прещающее домоуправлениям использовать деньги квартиросъемщиков на содержание нежилых помещений. Под эту сурдинку прежний мэр города попытался вообще прикрыть клубы по месту жительства: прибыли от них никакой, только хорошие помещения занимают. Но взбунтовались родители...

И тогда было решено организовать «Объединение детско-подростковых клубов по месту жительства». Благо рядом с базой домоуправления есть здание, второй этаж которого использовали только как избирательный участок – раз в три-четыре года. Его-то и взяла в аренду вновь созданная общественная организация.

Устав «Объединения детско-подростковых клубов по месту жительства» допускает коммерческую деятельность, но…

- Мы никогда не рассматривали работу здесь как средство зарабатывания денег, - клятвенно заверяет Маргарита. – Но и зависеть от кого-то, ходить с протянутой рукой не хотим. Поэтому танцевальные кружки у нас платные. Расценки – самые низкие в городе. А ребята из малообеспеченных семей и вовсе занимаются бесплатно. Кружок оригами – полностью на общественных началах: родители только сдают деньги на цветную бумагу и карандаши. Мальчишки, которые по вечерам занимаются здесь брейк-дансом, сбрасываются лишь на оплату работы уборщицы.

Ежегодно Рудакова и Ткач по собственной инициативе и сугубо на общественных началах сколачивают на окрестных улицах дворовые команды, разрабатывают программу эстафет и каждые две недели обязательно проводят состязания. Детвора привыкла, переживает, тренируется. Венчает «марафон» итоговый праздник в конце лета, на котором все участники получают призы. В качестве главных подарков - экскурсии в Домбай, на Голубые озера, на Медовые водопады, на Терский конный завод. Так что стимул бороться за победу у дворовых команд есть.

- А как получилось, что ты увлеклась оригами? – спрашиваю Риту.

- Лет пятнадцать назад, когда моя дочка была совсем маленькая, мы с ней почти двое суток ехали в поезде. А я, как нарочно, забыла все игрушки. Ребенок изнывал от скуки. И тогда я взяла газеты и стала накручивать из них всевозможные куклы, кораблики, самолетики. Веришь ли: скоро вся детвора вагона была в нашем купе.

Потом в книжном магазине Маргарита увидела книгу по оригами - большую редкость в те времена. Правда, пособие было не для начинающих, а для мастеров. Но поскольку Маргарита от природы одарена пространственным мышлением, да и упорства ей не занимать, то осилила все приведенные в книге схемы. Понравилось, увлеклась. А тут еще и нужда подтолкнула. Денег в семье было мало, поэтому все елочные игрушки делали сами из цветной бумаги. И тут техника оригами очень пригодилась. Маргарита и сама стала мастером, и ее ученики добились успехов. Когда работала педагогом-организатором в детском клубе на улице Цандера, кружковцы изготовили в технике оригами огромное панно Комсомольского парка и победили в общегородском конкурсе. С тех пор это панно висит в городской детской библиотеке.

В том, что оригами не чудачество, а увлекательное, развивающее интеллект занятие, я убедился воочию: полтора часа занятий прошли на едином дыхании.

Но вот Маргарита глянула на часы, заторопилась:

- Через пять минут у меня танцы.

- Так ты еще и танцы ведешь?

- Да, каждый вечер. У меня четыре группы и ансамбль современного эстрадного танца…

…Через два дня в газетном киоске я купил свежий номер газеты «На Водах». Пролистал 32 страницы и на последней с удовольствием прочитал: «Главный редактор М. Э. Ткач».