00:00, 1 февраля 2008 года

Ставропольский суд рассматривает два дела против милиционеров

Сегодня возбуждение уголовного дела против защитника правопорядка событие, к сожалению, рядового масштаба, которому в лучшем случае уделяется пара строк газетной информации. И это при том, что порой проступки людей в погонах необъяснимы с точки зрения логики. Сейчас в судах края рассматриваются сразу два таких дела: в Буденновске судят сотрудника, избившего из хулиганских побуждений местного жителя, в Ставрополе за грабеж(!) при исполнении – еще двух милиционеров.

Ты меня не уважаешь?

Плачевно закончилось посещение буденновского бара-биллиардной для отца троих детей Алексея П. Его история звучит так: «Мы с друзьями сыграли партию, и я вышел на улицу покурить. Неподалеку от бара стоял парень, как мне показалось, пьяный, он сказал мне: «Иди сюда». Я ничего не ответил, повернулся и хотел зайти назад. Но парень догнал меня, схватил за куртку и дернул на себя, крича: «Сейчас надену на тебя наручники и отвезу в отдел». Я спросил у него: «Кто ты такой?» Он сказал: «Я сотрудник милиции» и достал удостоверение, развернув его при этом. Я увидел фотографию в форме, прочитать фамилию я не успел, он захлопнул удостоверение. В этот момент к нам подбежал еще какой-то парень. Первый сказал ему: «Денис, ментов не уважают». Я пытался уйти, но меня стали избивать».

В результате Алексею сломали нос, «наградили» черепно-мозговой травмой. Побуянив, нападавший с товарищем уехал с места происшествия на автомашине, и смею предположить, что если бы не врожденные способности детектива, продемонстрированные Алексеем, привлечь хулигана к ответственности вряд ли бы удалось. Потерпевший запомнил номер авто, а на следующий день увидел его припаркованным около ГРОВД. Жертва устроила настоящую слежку за обидчиком, выясняя его личность, и, несмотря на то, что все «установочные данные» драчуна им были выяснены в тот же день, процедура разбирательства заняла несколько месяцев: следствие буксовало из-за «неустановления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого». Тем не менее истина хоть и не в последней инстанции была установлена. Как сообщил руководитель Буденнов-ского межрайонного следственного отдела следственного управления следственного комитета при прокуратуре РФ по краю Михаил Гуревич, сотрудник милиции обвиняется в умышленном причинении легкого вреда здоровью из хулиганских побуждений. Если суд признает его вину, нападавшему грозит наказание вплоть до двухлетнего лишения свободы.

Ложные понятия

Еще более дикая история произошла в Ставрополе. 2 августа наряд из двух сотрудников Промышленного РОВД – сержантов Л. и Р. - патрулировал территорию парка Победы. Неизвестно, сколько правонарушений им удалось пресечь, но боевым духом постовые зарядились отменно. Как сообщила помощник руководителя Ставропольского межрайотдела следственного комитета Марина Дремова, события развивались так: за остановкой общественного транспорта на улице Шпаковской сотрудники милиции, будучи при исполнении служебных обязанностей, под предлогом проверки документов остановили, а затем и беспричинно избили гражданина Д. Причем лупили не только руками, но и ногами. При этом стражи порядка не постеснялись пойти на открытый грабеж - отобрали у избитого смарт-фон стоимостью свыше 10 тысяч рублей. А когда за якобы совершенное административное правонарушение доставили Д. в ОВД, Л. вновь избил потерпевшего, что было зафиксировано камерой видеонаблюдения.

Теперь участь подсудимых, один из которых ждет приговора под стражей, будет решать суд. Милиционерам грозит наказание от трех до десяти лет лишения свободы, считает пресс-секретарь Промышленного райсуда Александр Чепурной.

Неприкасаемые

До сих пор непонятно, что толкнуло стражей порядка на столь дикие поступки. Но вряд ли это связано с магнитными бурями или природными аномалиями. Вразумительного ответа, увы, нет. В приватной беседе с одним из милицейских начальников мы обсуждали случаи противоправных действий со стороны сотрудников милиции. Затронули и тему, почему люди в погонах, которые априори должны быть образцом законопослушности и адекватности, порой «слетают с катушек». Офицер объяснил, что существует такая беда, как профессиональная деформация личности, отражающаяся на поведении и поступках. Причина - специфика службы. Человек, ежедневно сталкивающийся с преступностью, жестокостью, насилием, «варившийся» в этом стрессовом котле, непроизвольно копит в себе негатив. Плюс семейные проблемы и недопонимания из-за ненормированного рабочего дня и невысокой зарплаты. Кому-то удается в себе подавить стресс, а некоторые не выдерживают и срываются.

Версия о физической и психологической усталости милиционеров из-за перегрузок звучит убедительно. Но, как мне кажется, не все можно этим объяснить. Когда, скажите на милость, успели заработать этот профессиональный недуг те сержанты, о которых говорилось выше? Ведь они в органах без году неделя: Р. - три месяца, а Л. - неполные две недели.

На мой взгляд, объяснение здесь совсем иное. Как и многие структуры, система МВД построена таким образом, что в ней не принято выносить сор из избы, а, наоборот, есть неписаный закон защищать «своих», тем самым оберегая пресловутую честь мундира. И многие стражи порядка, быстро усвоив эту истину, начинают верить в собственную вседозволенность и безнаказанность. Грустно, но приходится констатировать, что именно из-за таких персонажей у большинства наших сограждан формируется недоверие и даже ненависть к работникам милиции, в том числе и к тем, кто честно и добросовестно исполняет свой долг по защите граждан от преступных посягательств.

Ульяна УЛЬЯШИНА
«Деформация»
Газета «Ставропольская правда»
1 февраля 2008 года