Театр. Культура

Идею поставить на сцене краевого театра оперетты спектакль с большими хореографическими сценами на гениальную музыку Петра Ильича Чайковского иначе как революционной не назовешь. И что самое интересное – «революция» удалась! Самый взыскательный в мире зритель – дети – оценили сказку на пять с плюсом!

Режиссер-постановщик спектакля Инна Хачатурова рассказала, что идея сделать музыкально-драматическую сказку по мотивам произведения Гофмана появилась давно, но только сейчас воплотилась в реальность. Воплотилась задумка во многом благодаря организаторским способностям директора и художественного руководителя театра, заслуженного работника культуры РФ Светланы Калинской. Она с огромным энтузиазмом поддержала идею постановки «Щелкунчика», и ни режиссер, ни художник Владимир Пермяков не были ограничены в своей фантазии – все необходимые декорации и костюмы тут же приобретались. Поэтому спектакль получился не просто ярким – на сцене жила, переливалась разноцветьем красок настоящая новогодняя сказка.

Интересно, что Гофман начал писать довольно поздно, в возрасте 38 лет. И его современники отнеслись к творчеству чиновника министерства юстиции очень настороженно – произведения Гофмана отличались ярким романтизмом, который был свойственен, скорее, молодым поэтам и писателям… И только позже пришло понимание: Гофман во всех своих сказках рассказывает о том, что чудо может произойти с каждым, кто его достоин. Если ты умеешь видеть скрытую красоту вещей – граница между сказкой и былью может исчезнуть…

Девушка Мари (И. Абгарян) искренне пожалела некрасивую игрушку – деревянного Щелкунчика (В. Гороханов), который был предназначен для колки орехов. Пожалела, не подозревая, что на самом деле он прекрасный принц, заколдованный злой Мышильдой (Г. Зайцева). И вот под рождественской елкой разыгрывается грандиозная битва добра со злом – ожившие игрушки под командованием Щелкунчика «задают жару» мерзкой шайке мышей под предводительством Мышиного короля (С. Калашников). В рождественскую полночь добро побеждает – Щелкунчик сражается с Мышиным королем, срывает с его ушастой головы волшебную корону и превращается в прекрасного принца. Они с Мари улетают в сказочную страну, где их встречают родители принца – король Франц (заслуженный артист России Н. Смирнов) и королева София (Г. Перерва). Сказка заканчивается великолепным рождественским балом…

Следует отметить колоссальную работу, проделанную балетмейстером Татьяной Шабановой, – нужен незаурядный талант и мужество, чтобы ставить непривычно объемные для музыкального театра балетные сцены. Тем более на музыку Чайковского, написанную для классического балета. Но хореография в спектакле оказалась на высоте – балетмейстер и режиссер сумели найти свое пластическое решение, которое удивительно органично вписалось в действо. Кстати, в постановке наравне с мастерами танцевали студенты хореографического отделения Минераловодского музыкального колледжа – было принято решение провести такой в определенной мере рискованный эксперимент. И ребята не подвели. Танцевальная труппа работала слитно – даже искушенному глазу не было заметно, что кто-то на сцене новичок.

Елена БРЕЖИЦКАЯ