Альтус Белла Яковлевна - уникальное достояние «Ставропольской правды»
Не говоря уже о том, какие у нее замечательные, пронзительно-небесной голубизны и ясного взора глаза... Когда я смотрю в эти глаза, пытливо вглядывающиеся в мир, невольно испытываю вместе с искренним восхищением чувство этакой хорошей, белой-белой зависти. И в душе желаю себе самой суметь вот так пронести по жизни энергию ума, чуткую восприимчивость, душевную деликатность. Невзирая на годы, без всяких скидок на возраст. Поверьте, в этом мало эгоистического, а куда больше - стремления подражать хорошему.
Сколько пройдено нашей чудесной Беллой рядом и вместе с нами за многие годы ее самоотверженного служения газете! Сколько нас, журналистов, были и будут благодарны этому поистине корректору от Бога за повседневную, не всегда даже видимую, но оттого еще более неоценимую помощь. Только человек, знающий цену слова, да чего там слова - буквы! - может понять, о чем это я. Скольких из нас уберегла она от невольных филологических ляпов, а еще большее число буквально обязано ей формированием прочных знаний родного языка и родной литературы. И ведь не только в высочайшем профессионализме дело! Тут рядом я бы поставила еще слова «ответственность, дотошность и... любовь». Потому что вместе с нами, разделяя ответственность за содержание газетных страниц, Белла Альтус изо дня в день выручает нас именно своей дотошностью и своей неугасимой любовью к точному слову и к нам, грешным. Она понимает, быть может, не хуже редактора, что журналисту порой приходится готовить срочный материал «на коленке», и тут бывает не до поиска красивых фраз. Вспоминаю наше с ней недавнее дежурство по очередному номеру. Входит Белла с полосой в руках и с только ей свойственной тонкой деликатностью «открывает» мне глаза на то, как один коллега второпях употребил в довольно длинной, замысловатой фразе четырежды одно и то же прилагательное! Душа нашего ревизионного корректора подобного вынести не в состоянии. И вот мы вместе начинаем процесс осмысления и находим-таки еще четыре абсолютно разных прилагательных (о, великий и могучий русский язык!), и фраза преображается, читается легко, даже изысканно. А не приди Белла Яковлевна? Ну подумашь, осталась бы фраза не шибко изящной... Но вот в том и чудо Беллы, что она обязательно заметит и не позволит! Ее бдительное корректорское око и блестящее знание словесности всегда на страже. Скажу больше, не одно лишь филологическое образование отличает нашу Беллу, ее смело можно назвать человеком поистине энциклопедических знаний. К тому же не устающим постоянно учиться у самой жизни. Смотрите, сколькими всяческими «заморскими» словечками обросла наша родная речь в последние годы бурного международного общения. У Беллы все тут же берется в безбрежный словарный запас!
С гордостью вспоминает Белла Яковлевна, как в далеком 45-м году стала студенткой первого послевоенного набора в Одесском госуниверситете. Успешно окончив филологический, поработала преподавателем, хотя судьба уже поджидала ее на уготованном благородном поприще. Пожизненным «орудием» судьбы выступил любимый супруг, известный на Ставрополье журналист Александр Маяцкий, поскольку замужество и переезд привели молодого филолога на непростую и совсем не легкую газетную стезю. Уже подрастали маленькие дочка и сын, а значит, дом, семья требовали все больше внимания, сил и заботы. Хватило на всех, включая и такое неугомонное дитя, как «Ставрополка»! Замечательные дети и любимые внуки - отдельная радость в жизни нашей Беллы. Но настоящее счастье редко бывает легким, чаще наоборот, добывается неустанным трудом. За спиной у Беллы сотни долгих дежурств, в не столь давние времена затягивавшихся, бывало, заполночь. Ревизионный корректор - важнейшая «инстанция» в нашем газетном деле. И пока не появится на оттиске полосы ее четкая подпись, не видать читателю свежего номера! Да ведь и ныне, при всей нашей компьютерной оснащенности, нередко работа над выпуском газеты продолжается допоздна, и вновь, как сорок и тридцать лет назад, темный зимний Ставрополь провожает ее с дежурства. Без всяких скидок на возраст наша Белла идет по жизни по-прежнему бодро, и глаза сияют молодо и задорно.
Мы же считаем для себя счастьем работать рядом и вместе с нею. В потоке будничных забот редко или почти не удается выразить человеку свои чувства, хранящиеся где-то в глубине души. А потому сегодня с радостью пользуемся возможностью признаться в нашем восхищении Беллой. В нашей любви. Мы все дружно равняемся на Беллу. И очень гордимся ею, хотя вроде бы нашей заслуги тут никакой, и все-таки, согласитесь, нам есть кем гордиться. В некоем «историческом» редакционном документе, именуемом приказом главного редактора от ... числа ... года есть до боли знакомый оборот: «в обстановке творческого и политического подъема коллектив встречает знаменательную дату...». Помилуйте, да это же прямо про сегодняшний день! Ведь именно так и встречаем мы юбилей нашей милой, неповторимой, уникальной Беллы.
11 января 2008 года