00:00, 29 декабря 2007 года

Что нам стоит дом построить

Маленький домик Н. Пахомовой приютился в неглубокой ложбинке. Саманные стены, словно морщинами, покрыты трещинами. Внутри - немудрящая мебель, голые стены. Видно, что люди живут практически на грани нищеты, но стараются как-то обиходить свое жилище. Надежде Павловне – милой, улыбчивой - никак не дашь ее пяти с лишним десятков лет. Но ходит она еле-еле, вместо костыля используя деревянный стул. В углу одной из двух комнат приютилась старенькая инвалидная коляска. Тяжелейшее заболевание – позвоночная грыжа вкупе с серьезным переломом ноги сделали женщину инвалидом.

- Я сидеть научилась только в этом году, – улыбается Надежда Павловна, – в лежачем положении была больше года. Ходить вообще начала вопреки прогнозам врачей, жизнь вынудила…

Прежде чем говорить о бедах сегодняшних, женщина долго рассказывала мне о том, что ей с сыном уже пришлось пережить. Часть улицы Подгорной, где живут Пахомовы, расположена в долине ручья Безымянного. И долина эта является, по заключению гидрогеологов, «обширной ливнеконцентрирующей ложбиной». Пока в 2006 году не реконструировали автомобильный мост через ручей и не углубили русло, людей здесь подтапливало едва ли не после каждого дождя. Особенно тяжело пришлось Пахомовым во время наводнения 2002 года – вода в их доме стояла на уровне окон, пришла в негодность вся мебель, многие вещи. Дом не завалился только из-за добротного фундамента. В последующие годы Пахомовых еще несколько раз заливало. Возникли проблемы и с выплатой денежной компенсации – Надежде Павловне пришлось очень долго обивать пороги многочисленных инстанций. Деньги получила, но из-за нервотрепки заболела. И вот жизнь вроде бы начала налаживаться, отступила угроза вечного подтопления. Но появился «замечательный» сосед:

- Соседний участок взял в аренду местный предприниматель Ваня Цугунян, – рассказывает Надежда Павловна, – и нынешним летом на нем буквально как на дрожжах выросли два здания. При этом он сделал насыпь под своими строениями, поднял относительно моего участка уровень земли, и все ливневые воды теперь пойдут ко мне. Кроме того, стенка его здания проходит прямо на меже. Я ненадолго уезжала на лечение, вернулась – а у меня глухая стена вместо забора! Цугунян меня начал уговаривать, чтобы я подписала разрешение на строительство и чтобы я сломала свою летнюю кухню. Он-де будет строить банкетный зал, и моя кухня ему мешает – по противопожарным правилам она ближе к его строению, чем надо. Вы представляете, что такое банкетный зал в жилой зоне, где кругом частные дома, люди живут? Нам же никакого покоя не будет! Я отказалась. А потом случайно узнала, что у него есть свой генплан, где от моего участка в его пользу отрезано два метра земли! Как раз на этом «оторванном» куске моя летняя кухня и стоит… Затем мне начали предлагать продать участок и съехать. Но я не хочу уходить из дома, который построил мой отец, в котором я родилась! Я стала писать жалобы и выяснила, что эта стройка вообще ведется незаконно. И, кстати, ни у меня, ни у других соседей он не взял официального разрешения на то, чтобы строить банкетный зал или какое другое увеселительное заведение…

У Пахомовой скопилась целая куча ответов, присланных из самых разных инстанций. И надо сказать, любопытные это документы, ежели их внимательно читать. Например, в бумаге, пришедшей Пахомовой из Роспотребнадзора, написано, что земельный участок площадью 1320 кв. м по ул. Подгорная был предоставлен господам Цугуняну В. А. и Дегтяревой Р. М. в аренду на 49 лет еще в 2003 году. А в ответе из прокуратуры Предгорного района дата предоставления этой же аренды на этот же срок другая - 4 апреля 2007 года. Глава Винсадского сельсовета Владимир Удовицкий говорит, что сельсовет заключал с вышеупомянутыми господами краткосрочные договора аренды, и последний, на 11 месяцев, - в 2006 году.

- Я знаю, что Цугунян в начале этого года ходил оформлять аренду в район, но я пока никаких документов о том, что ему предоставлена аренда на 49 лет, не видел, - сообщил Владимир Александрович, – может быть, решение и принято. Цугунян к нам обратился в 2006 году, чтобы на этом участке сделать открытую площадку для изготовления и реализации шлакоблоков. То есть без капитального строительства…

Оказывается, имея деньги и желание, можно сначала что-то построить, а потом это что-то оформить. И никакого серьезного наказания за это не будет. Два капитальных строения на арендованном участке возведены Цугуняном в нарушение ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, без разрешения на строительство - это подтверждают все проверки. Нарушителя штрафовали, даже было предписание приостановить строительство. Но «процесс» как шел, так и идет. А в ответах на новые жалобы Н. Пахомовой разные чиновные товарищи ссылаются на то, что участковый с нарушителя штраф-то уже взыскал. Закон соблюден…

Целевое назначение этой «стройки века» в интерпретации разных инстанций тоже заслуживает внимания. Из пришедшего Пахомовой ответа Предгорненской прокуратуры от 8.10.2007 г.: «на указанном земельном участке возведены два капитальных строения для складирования в них строительных материалов, необходимых для изготовления шлакоблоков». Однако два павильона, отделанные веселеньким желтым сайдингом, с большими застекленными окнами, явно не похожи на склад для стройматериалов. Из ответа администрации Предгорного района на обращение Пахомовой по телефону доверия губернатора края от 22.10 2007г.: «что касается работы банкетного зала в с. Винсады, сообщаем, что данное заведение построено частным лицом, его услугами пользуются жители села».

В октябре, когда пришла эта бумага, в «банкетном зале» не было ни газа, ни света – электричество начали подключать 18 декабря. И как его услугами пользовались жители села? Загадка…

5 апреля 2007 года было написано заявление Цугуняна и Дегтяревой на имя главы администрации Предгорного района, в котором они просят разрешить разместить на арендованном участке «павильон по продаже сельхозпродукции с кафетерием и складскими помещениями». Если эта бумага лежит в администрации с апреля, откуда взялась информация о «банкетном зале» и «складе для шлакоблоков»? И как получилось, что строительство в любом случае заметного и значимого для села объекта ведется без проектно-сметной документации?

Этот вопрос я задала хозяину стройки. Ваня Цугунян в ответ сокрушенно повздыхал – да, виноват в том, что вовремя не оформил проектно-сметную документацию, стройматериалы дорожают, торопился до зимних холодов построить. Сейчас проект полностью готов, осталось только утвердить. Что это будет? Мини-рынок с кафетерием. Кафетерий будет работать максимум до 11 вечера. В. Цугунян заверил, что готов к конструктивному диалогу с соседями. Если надо, может стенку на границе участка Пахомовой оставить как забор, отступить на метр и новую стенку поставить. А продать участок она сама-де предлагала и даже уговаривала… Ливневые стоки он проведет к подземным коммуникациям и никого заливать не будет: «Если кто-то по моей вине пострадает, я возмещу ущерб», - сказал В. Цугунян. И тут же добавил: «Если это докажут…».

*****

Вот такая история, закончить которую на оптимистичной ноте не получается. Вся надежда на принципиальность местных властей.