Владимир ШАПОВАЛОВ

Владимир ШАПОВАЛОВ

– Владимир Гаврилович, работа над проектом бюджета редко обходится без споров, подчас очень острых. Стал ли исключением бюджет-2008?

– Разумеется, нет. Уже на стадии разработки проекта, при анализе предложений органов и государственной власти, и местного самоуправления, было немало поводов для дискуссий, и не раз приходилось искать компромиссные решения. И рассмотрение документа в профильных думских комитетах проходило непросто: и критика звучала, и серьезные поправки предлагалось внести. Да и на заседании Думы, несмотря на плодотворную работу согласительной комиссии, без споров не обошлось. Но это нормально, это тот случай, когда именно в спорах рождается истина. Проблем много и в экономике, и в социальной сфере, а потому вполне понятно желание финансово обеспечить решение каждой из них. В то же время у бюджета нет возможности наделить деньгами всех по потребности.

– Хотя доходы бюджета будут больше, чем в 2007 году?

– Доходная часть бюджета Ставропольского края на 2008 год составляет 40,4 млрд. рублей, что на 8,0 млрд. рублей больше, чем в текущем году. При этом собственные доходы краевого бюджета (налоговые, неналоговые и доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) возрастут на 34,5 процента и прогнозно составят 24,5 млрд. рублей. На выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поступит и дотация из федерального бюджета в объеме 9,4 млрд. рублей, что составляет рост к уровню 2007 года в 14,4 процента, или 1,2 млрд. рублей в абсолютном выражении. Но ведь и расходы возрастут! Они определены в объеме 41,3 млрд. рублей, что на 20,5 процента выше уровня текущего года. Рост доходов более высокими темпами позволил сократить дефицит краевого бюджета до 963,7 млн. рублей, или до 3,9 процента от общего объема доходов. План по доходам принят очень напряженный, и лишних денег в «казне» нет.

– А с чем связан значительный рост расходов?

– Как и в предыдущие годы, бюджет края социально ориентирован, более 60 процентов средств направляется на развитие социально-культурной сферы и социальные выплаты гражданам края. Среди главных факторов, повлиявших на рост расходов, законодательная необходимость увеличения оплаты труда работникам бюджетной сферы. В частности, правительством края принято решение по увеличению надтарифного фонда оплаты труда и доплаты молодым педагогам образовательных учреждений, а также установлению ежемесячной денежной выплаты воспитателям дошкольных образовательных учреждений и надбавки работникам муниципальных учреждений культуры. Кроме того, значительное увеличение расходов краевого бюджета на 2008 год связано с реализацией законов, направленных на предоставление мер социальной поддержки граждан (2393,3 млн. рублей). В основном это увеличение расходов на выплату ежемесячного пособия на ребенка со 100 до 300 рублей. Причем хотелось бы особо отметить: расходы на содержание бюджетных учреждений в 2008 году просчитаны с учетом прогнозируемого роста тарифов на коммунальные услуги в среднем на 16,6 процента, уровня инфляции 6,5 процента.

Следует отметить, что и правительство, и депутаты краевой Думы с удовлетворением восприняли предложение президента России В. Путина о повышении оплаты труда работникам бюджетной сферы на 14 % с 1 февраля. В самые короткие сроки бюджет 2008 года будет пересмотрен с целью обеспечения этой задачи.

– Значит, тем же бюджетникам «пояса затягивать» не придется?

– Не только не придется, и не только бюджетникам – всем станет жить легче. Например, на меры социальной поддержки ветеранов, включая расходы на оплату жилья и услуги ЖКХ, в 2007 году из бюджета края выделено 1459158 тыс. рублей, а в 2008 году планируется выделить 2041370 тыс. рублей. При этом в число получателей льгот войдут также и те жители края, которым присвоено учрежденное в сентябре текущего года звание «Ветеран труда Ставропольского края». Их число, по предварительным оценкам, составляет 90 тысяч человек.

Кроме того, муниципальным образованиям (поселениям и городским округам) дополнительно просчитаны бюджетные средства на выполнение условий софинансирования с бюджетом края по расходам на выполнение целого ряда социально значимых программ. Это и мероприятия по обеспечению жильем работников бюджетных учреждений социально-культурной сферы в размере 30 процентов от стоимости жилья. Это и краевая целевая программа «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Ставропольском крае на 2004-2005 годы и на период до 2010 года», а также ведомственная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей в Ставропольском крае на 2006-2008 годы», входящая в состав Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. В результате общий объем дополнительных средств в каждом муниципальном образовании сложился в сумме 902,78 тыс. рублей. Дополнительные средства выделяются и на решение многих других острых проблем социальной сферы.

– А если конкретизировать, о чем идет речь?

– На 2008 год увеличение затрат на другие обязательные расходы бюджета сложилось в сумме более 2 млрд. рублей. Обозначу основные приоритеты. Во-первых, увеличение расходов на проведение капитального ремонта муниципальных и государственных объектов бюджетной сферы на 441,3 млн. рублей. Данная мера позволит довести обеспеченность средствами до 20 процентов от установленной потребности, которая составляет 5,4 млрд. рублей. В дальнейшем для завершения капитального ремонта объектов бюджетной сферы в течение 2009-2010 годов прогнозируется ежегодно направлять по 40 процентов бюджетных средств (от заявленной потребности). В среднесрочном финансовом плане на 2009 и 2010 годы предусмотрены дополнительные расходы на указанные цели в объеме 1,6 млрд. рублей ежегодно. Во-вторых, в связи с крайне сложным положением по обеспечению противопожарной безопасности в учреждениях образования, культуры и здравоохранения предусмотрено увеличение расходов на данные цели на 97,4 млн. рублей. Это позволит довести обеспеченность средствами по местным бюджетам до 30 процентов от минимальной потребности. В течение последующих двух лет планируется завершить работу по созданию системы противопожарной безопасности, на что дополнительно предусмотрено в среднесрочном финплане по 151 млн. рублей в 2009 и 2010 годах.

– Но ведь решение всех этих проблем – забота не только органов государственной власти, но и органов местного самоуправления…

– Верно. И потому в области межбюджетных отношений будет не только продолжена политика, направленная на сохранение действующей системы передачи финансовой помощи местным бюджетам, но и применен единый подход ко всем муниципальным образованиям края при распределении дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности и дотации на обеспечение сбалансированности местных бюджетов. Став в 2004-2005 годах пилотным регионом в реализации муниципальной реформы, Ставропольский край и сейчас продолжает активно развивать положения законодательства о местном самоуправлении и курс на укрепление экономических основ местного самоуправления, заложенный в тексте послания президента РФ. Впервые в проекте краевого бюджета предусматриваются дотации муниципальным образованиям, направленные на поощрение органов местного самоуправления в сумме 60 млн. рублей. Дотация будет предоставлена муниципальным районам и городским округам, обеспечившим в результате роста показателей социально-экономического развития соответствующих территорий увеличение налогооблагаемой базы, выполнение утвержденного задания по мобилизации доходов в консолидированный бюджет края. Распределение указанных средств будет производиться в порядке, определенном правительством Ставрополья.

Успешно реализуется также программа поддержки местных инициатив, в первый этап которой были вовлечены муниципальные образования восточных районов края, наиболее проблемные с точки зрения демографических процессов, ситуации на рынке труда и ряда других показателей социально-экономического развития. Муниципалитетам поселенческого уровня на конкурсной основе предоставляются субсидии из краевого бюджета на реализацию инвестиционных программ и проектов по развитию социальной инфраструктуры местного уровня. И позитивные результаты очевидны. По итогам одиннадцати месяцев текущего года плановые назначения консолидированного бюджета края по налоговым и неналоговым доходам обеспечены на 107,5 процента, из 330 муниципальных образований выполнили план 276, в том числе 7 городских округов, все 26 муниципальных районов и 243 поселения.

– И новый бюджет – это, по сути, закрепление позитивных тенденций?

– И закрепление, и развитие. При этом важно, что главный финансовый документ края на 2008 год принят до начала финансового года, а параметры его сформированы с точки зрения реальных возможностей их стабильного исполнения в течение всего финансового года. По принципу: лучше в течение года повышать доходы, чем в последующем снижать расходы по отдельным бюджетным статьям. Ведь речь идет о социально ориентированном бюджете, который должен обеспечить и обеспечит улучшение качества жизни населения.

Пользуясь случаем, хочу поздравить читателей «Ставропольской правды» и всех жителей края с наступающим Новым годом и пожелать мира, добра и, конечно, финансового благополучия!

Александр Иванов