00:00, 20 декабря 2007 года

Олег Дуканов: ФСБ – сражающаяся организация

- Олег Михайлович, понятно, что задержание исполнителя и организатора теракта на Невинномысском вокзале – в первую очередь результат работы сотрудников вашего управления. И «Ставропольская правда», и другие СМИ уже сообщили об этом. Но, конечно, всех интересуют подробности...

- Хочу вас разочаровать: подробностей не будет. Во всяком случае, пока. Теракт раскрыт в течение семи суток. Идет следствие, и в его интересах подробности не разглашаются, это во-первых. А, во-вторых, есть конкретные люди, которые, рискуя жизнью, в ходе спецоперации террористов задержали. Об их безопасности тоже нужно думать не в последнюю очередь

- А что было в Невинномысске, если не теракт? Следственный комитет почему-то квалифицировал это преступление по двум статьям УК РФ - убийство и незаконные приобретение, хранение, перевозка оружия. Не связана ли такая квалификация с тем, что буквально на следующий день после невинномысского ЧП директор ФСБ России Николай Патрушев заявил, что терактов в стране стало меньше?

- Первоначальная информация дала следователям основания возбудить уголовное дело именно по этим двум статьям. С точки зрения квалификации, все правильно. Не зная мотива, расценить по-другому было и невозможно. Сейчас известны исполнитель, организатор, мотив. Это желание дестабилизировать обстановку, напугать население, заставить руководство края, правоохранительных органов действовать скованно, неуверенно. Думаю, что в самое ближайшее время к списку статей этого преступления добавится и терроризм. Мы же сразу в рамках оперативной разработки эту ситуацию квалифицировали именно так. Что касается высказывания директора ФСБ, то за ним объективная реальность, а не политическая конъюнктура.

- А как вообще обстоят дела на Ставрополье с террористической угрозой?

- Она вполне реальна. Теракт в Невинномысске девятого декабря подтверждает это. Хотя с 2003 года терактов на территории Ставропольского края не было. А желание осуществить их было. Нашей службой предотвращено более двадцати терактов. Плюс соответствующая деятельность МВД. Главный принцип, который, на мой взгляд, должен присутствовать в этой работе – неотвратимость наказания. И он действует. Мы разыскиваем и участников нападения на Буденновск, и членов незаконных вооруженных формирований, в том числе совершивших преступления несколько лет назад. Это норма.

- С какими результатами встречают чекисты свой профессиональный праздник?

- Перечислю навскидку. Нейтрализованы три главаря и активных члена так называемого Шелковского джамаата в восточных районах края. Изъято 23 единицы оружия, более десяти тысяч единиц боеприпасов, шесть взрывных устройств. В период проведения выборной кампании удалось не допустить совершения экстремистских и террористических акций. По нашим наработкам возбуждено 178 уголовных дел, 40 человек осуждены. По-прежнему серьезную угрозу представляет коррупция. За нынешний год задержаны с поличным и осуждены за преступления коррупционной направленности 13 человек из числа руководящего, оперативного и следственного состава правоохранительных органов и силовых структур. Перекрыто несколько каналов незаконной миграции. Плюс к этому пресечена деятельность 11 организованных преступных групп. Изъяты оружие, боеприпасы, поддельные документы, нефтеперегонная установка. Только фальшивых купюр мы вывели из обращения на сумму 1600000 рублей. Так что ФСБ - сражающаяся организация.

Что касается деятельности управления в целом, были проведены серьезные оргштатные мероприятия. Сегодня наше управление - одно из самых крупных в стране. Одна из причин такого усиления – реорганизация пограничной службы. В какой-то степени мы усилились за счет слияния этой службы с нашей структурой.

Из других результатов работы за год отмечу то, что выявлены и поставлены на учет около 50 кадровых сотрудников иностранных спецслужб и несколько агентов иностранных разведок.

- Судя по вашим словам, остается непреложным факт активизации иностранных спецслужб на Ставрополье. С чем это связано?

- Факт, к сожалению, остается фактом. Разведорганы иностранных государств очень интересуются ситуацией в нашем крае, особенно социально-политической обстановкой. Они преследуют различные цели, в том числе и возможность влияния на эту обстановку, на ход избирательных кампаний и так далее. Особую активность со стороны спецслужб мы наблюдали в ходе последних выборов в Государственную Думу Российской Федерации.

Такое внимание – в силу понятных причин - испытывает не только Ставрополье, но и весь Северо-Кавказский регион. Но наш край занимает особое географическое и геополитическое положение, он окружен национальными республиками, в которых сегодня не самое простое положение. И одна из самых серьезных задач разведок недружественных нам государств – создать напряжение на Ставрополье, перенести сюда центр тяжести угрозы для целостности государства. И еще. Наш край – многонациональный. Это тоже налагает определенные особенности. Плюс к этому у нас очень сложная обстановка в сфере взаимоотношения политических элит. Вот те основные причины, которые вызывают повышенный интерес посольств и представителей специальных служб к нашему региону.

- В последние годы мы часто слышим о том, что иностранные разведки используют в своей работе неправительственные организации… Есть ли в нашем крае такие примеры? Как изменилась ситуация в условиях действия нового российского закона о неправительственных организациях?

- Конечно, иностранные разведки используют разные методы: и гласные, и негласные. В том числе и неправительственные организации - зарубежные и отечественные. Работают они и в нашем крае, и некоторые финансируются из-за рубежа. Цели и задачи их известны и направлены отнюдь не в пользу нашего государства. Конечно же, новый закон о неправительственных организациях, который в большей степени регламентирует порядок регистрации этих организаций, помогает нам разобраться в ситуации и выстроить свою позицию по отношению к ним.

- Как известно, после вхождения погранслужбы в состав ФСБ в ведомстве решались задачи централизации управления, устранения параллелизма в работе, ненужного дублирования структур и функций. Что изменилось в итоге на Ставрополье?

- Часть подразделений погранслужбы переданы территориальным органам ФСБ. В частности, например, программа «Медицина спецслужб», связь и ряд других подразделений. Мы, пожалуй, получили больше всех в России и приступили к слаженной работе.

- Олег Михайлович, при приеме сотрудников в УФСБ вы учитываете тот факт, что на службу могут стремиться и люди с какими-то своими целями, например, криминальными?

- Безусловно, одна из основных наших задач – борьба за чистоту рядов. Поэтому отлажена и функционирует практически на протяжении всей истории ВЧК-КГБ-ФСБ строго выстроенная система подбора и обучения кадров и кандидатов для работы в органах. В ней участвует не только кадровый аппарат, но и служба собственной безопасности. Во главу угла при подборе кадров мы поставили принцип: заботиться не о количестве, а о качестве. Ни предателей, ни сотрудников, совершивших преступления, за последние годы в управлении нет и не было. А вот тех, кого мы заподозрили в корыстных целях, мы увольняем. Причем действуем очень жестко. Для очищения своих рядов просто необходимо выстраивать такую систему.

- Сотрудники вашего ведомства всегда отличались хорошей физической формой. Эта традиция сохраняется?

- С гордостью хочу сказать о том, что на протяжении последних лет коллектив УФСБ занимает все более высокие места в спартакиаде спортобщества «Динамо». В прошлом году мы заняли третье место, хотя соревноваться приходится с организациями с большим количественным потенциалом, такими, как ГУВД по СК, Ставропольский филиал Краснодарского института МВД России. В нынешнем году были уже на втором месте, значительно опередив других участников. Будем стремиться к первому месту – для этого есть все предпосылки.

- А защищены ли социально сотрудники УФСБ?

- Да. Отвечаю положительно без колебаний. Мы вполне конкурентоспособны на рынке труда: денежное содержание сотрудника среднего звена в два-три раза выше среднекраевого показателя. У нас хорошая медицинская служба: великолепный госпиталь в Кисловодске, оборудованный томографом, аппаратом искусственной почки, современным рентгеновским оборудованием, реанимобилем. Поликлиника УФСБ по СК после слияния с поликлиникой погранслужбы стала мощной и сейчас обслуживает около 24 тысяч наших сотрудников, ветеранов ФСБ, внешней разведки, федеральной службы охраны. Много делается и для обеспечения жильем. В прошлом году наши работники получили 200 квартир, в нынешнем - уже 50 новоселов, до конца года будет еще 50. Со следующего года начнется проектирование и строительство еще одного почти двухсот-квартирного ведомственного жилого дома.

Мы приветствуем и получение образования (наверное, его тоже можно отнести к социальной сфере) нашими сотрудниками. Поэтому второе и третье высшее – это норма. Стараемся создавать им условия для обучения в различных вузах и, несмотря на сложности по службе, отпускаем на сессии...

- Секретный характер работы не превращает ли ваших сотрудников в людей, оторванных от забот простых жителей, в неких зомби?

- Совершенно нет. Они живут среди людей и работают для них. И проблемы у них общие. И заботы общие. Конечно, специфика службы накладывает свой отпечаток на формирование характера – при контактах с новыми людьми они более избирательны и строги. И только. А вообще, у нас много разносторонних и талантливых людей. Например, мой заместитель полковник Юрий Скворцов – известный на Северном Кавказе бард. Уже выпустил шесть дисков своих песен. И таких людей у нас много.

- Олег Михайлович, а есть ли у вас свой секрет профессионального успеха?

- Есть. Он прост: к успеху надо стремиться. И не просто стремиться. Чтобы получить хороший результат, надо много работать.

- И последнее. Что вы хотите пожелать всем чекистам в преддверии 90-летнего юбилея ВЧК-КГБ-ФСБ?

- Хочу поздравить всех сотрудников управления. И особенно - ветеранов. Они много делают для того, чтобы сохранить традиции, помочь молодым сотрудникам. Сопереживают, если что-то у нас не ладится, радуются нашим успехам. Всем - счастья, здоровья, успехов!