00:00, 19 декабря 2007 года

Ставрополь по-прежнему джазовая Мекка

Здесь же попадание симпатии в сердце народа оказалось удивительно точным. Немалую роль в этом сыграл тот факт, что в лучшие фестивальные времена на Ставрополье побывал если не весь цвет российского джаза, то по меньшей мере его значительная часть. Это - десятки именитых коллективов и солистов из столичных городов, гости со всех уголков Южного федерального округа и даже ближнего и дальнего зарубежья. Достаточно вспомнить в этом ряду таких мастеров международного класса, как Игорь Брилль, Ирина Отиева, Ирина Родилес, Игорь Бутман, Лера Гехнер.

После 2003 года проводить фестиваль, к неудовольствию ставропольской публики, решили раз в два года. Зато, по уверениям учредителей и организаторов, за счет сокращения количества должно было вырасти качество программ, в которых на протяжении последних лет все труднее задействовать именитых джазменов. Причин никто не скрывал: культурная отрасль, как известно, по-прежнему финансируется по остаточному принципу, а организация подобных фестивалей требует немалых средств.

Тенденция дальнейшего сокращения горячо любимого ставропольской публикой сейшена проявилась и на этот раз. Мало того что вместо обычного двухдневного гала-концерта организаторам пришлось ограничиться одним фестивальным днем, так еще и география приглашенных свелась лишь к Ростову и Астрахани. Конечно, эти регионы обладают сильной джазовой школой. Прибывший к нам астраханский брасс-квинтет под управлением Владимира Алатарцева является на музыкальном рынке штучным товаром, а ростовский квартет нашего земляка и выпускника Ростовской консерватории Андрея Мулюкина, открывший второе отделение гала-концерта, недавно стал признанным лауреатом Международного музыкального конкурса в Испании. Но никого из звезд мировой величины на Ставрополье в этом году не дождались.

Тем не менее в министерстве культуры края и краевом доме народного творчества на будущую судьбу фестиваля смотрят с оптимизмом.

- Количество приверженцев джаза в нашем крае растет. Повышаются его популярность и уровень исполнения, - констатировал в нашей беседе ведущий гала-концерта, начальник отдела культуры Предгорного муниципального района Юрий Васютин. – В этом году региональные коллективы и исполнители показали такой класс, о котором еще несколько лет назад можно было только мечтать. Так что, каковы бы ни были материальные трудности, улучшения в развитии джазовой музыки в нашем крае налицо.

Для отбора участников гала-концерта, каждый из которых удостоен фестивального диплома за мастерство, за преданность джазу или за музыкальное новаторство, шли прослушивания по трем зонам - в Ставрополе, Невинномысске и на Кавминводах. В финал вышли самые достойные. Программа подобрана таким образом, что в ней достаточно полно отразились важнейшие этапы и направления современного джаза – от классики, представленной именами «джазовых аристократов» Глена Миллера и Дюка Эллингтона, до «фьюжна» Чика Кориа и «метрических вариаций» Пэта Мэтини.

Откровенно интриговал публику и состав ставропольских исполнителей. Наряду со старожилами фестиваля, в числе которых Ю. Васютин особо выделил руководителя джаз-оркестра «Любимые мелодии» Рудольфа Атанесова (Невинномысск), основателя ансамбля «Опус» Александра Литвяка, Александра Бендера, возглавляющего джаз-бенд «Предгорье» (Предгорный район), руководителя джаз-оркестра ДК им. Горького Валентина Фокина (Невинномысск) и преподавателя краевого колледжа искусств Бориса Зайцева (Ставрополь), являющегося вдохновителем и организатором целого ряда джаз-проектов. В фестивале приняли участие камерный хор Ставропольской государственной филармонии под управлением Татьяны Середы и вокальный ансамбль «Созвездие» СГУ, возглавляемый Эсмирой Жуковой. Уже хорошо известные публике по исполнению иных жанров оба коллектива удачно дебютировали в новом для себя качестве, продемонстрировав достойное владение техникой спиричуэла.

Другой ансамбль университета, как пояснил конферансье, стал специальным фестивальным проектом Антона Сафронова. Своеобразный стэйдж-бэнд подтвердил свое название – «Fugion»: и выбором репертуара соответствующего направления, и способностью привнести в него собственную индивидуальность.

Надо сказать, что студенчества на этом фестивале было много как никогда, и в зале, и на сцене. Больше всех молодых коллективов представило эстрадное отделение краевого колледжа искусств: оркестр Бориса Зайцева, ансамбль преподавателя Петра Ларина, студентов Сергея Фомичева, Юлии Красновой (при поддержке педагога и прекрасного музыканта Олега Щербина), Павла Старцева.

Вместе с университетом и колледжем, представляющим высшее и среднее музыкальное образование, в фестивале приняли участие и учащиеся начальной ступени. Струнный ансамбль Геннадия Цыблова «Сувенир» в очередной раз подтвердил высокую марку старейшей в крае детской музыкальной школы № 1 Ставрополя. Вызвало теплую зрительскую реакцию исполнение пьесы «Джа-да» Боба Картона детским оркестром-спутником «Любимых мелодий» Р. Атанесова под управлением Валерия Павлова из Невинномысска. От ДМШ № 2 Пятигорска, регулярно принимающей участие в фестивале, выступили дуэтом «Импро» учителя Любовь Валешная (вокал) и Рената Янюк (фортепиано).

Дмитрий Оспин, пятикурсник Ростовской консерватории им. С. Рахманинова, представил композицию собственного сочинения «Понять и вернуться», в которой, как справедливо прокомментировал ведущий, глубоко ощущалось отражение внутреннего мира автора. А восприятию его залом, конечно, способствовал вокал Армена Аветисяна – тоже студента, но выпускного курса факультета искусств СГУ.

Если традиционно сильными были выступления джаз-оркестров - обладателя гран-при прошлого фестиваля Валентина Фокина, городского Дома культуры Георгиевска под управлением Владимира Рассказова и оркестра СВВАИУ им. маршала авиации Судца под руководством Николая Денисюка, то для джаз-бенда управления культуры Майкопского района (республика Адыгея) выход на ставропольскую сцену был в новинку. Однако и публика, и музыканты остались им довольны.

Первенство симпатий зрители единодушно отдали короткой программе ансамбля А. Милюкова, в которой прозвучали как произведения самого Андрея, так и аранжировка пианистки Елены Лубяной «Чарующего ритма» Джорджа Гершвина. Во всяком случае, когда А. Милюков объявил название одной из своих композиций – «Время зажигать другие звезды», в ответ с галерки раздалось благодарное: «Вы их зажгли!». Да, наверно, все-таки при всех трудностях и проблемах организации подобных действ Ставрополь сохраняет за собой статус джазовой Мекки...

Ольга МАКАРОВА