Школа ученики

С докладом выступила министр образования Ставропольского края Алла Золотухина, которая обратила внимание присутствующих на то, что стратегия развития национальной системы специального образования в стране изменилась. Федеральным законом № 120 в оборот введен термин «дети, имеющие ограниченные возможности в здоровье» вместо прежнего словосочетания «дети с отклонениями в развитии». Этот документ, сказала министр, внес изменения в ряд законодательных актов РФ. Сегодня признается полное гражданское равноправие инвалидов с другими членами общества, а специальное образование теперь направлено не только на поддержку такого ребенка, но и на подготовку его к будущей взрослой жизни.

Коррекционная сеть Ставропольского края включает 27 специальных образовательных учреждений. В системе здравоохранения функционируют два специализированных дома ребенка. В коррекционных домах-интернатах обучаются 3355 детей, 968 из них – инвалиды. В текущем году рост расходов на специальное образование составил 24 процента по сравнению с предыдущим. А в бюджете 2008-го на эту статью запланированы ассигнования в сумме 412400,8 тыс. рублей.

В докладе названы спецучреждения, где накоплен хороший опыт реабилитационной и адаптационной помощи детям. Это школы-интернаты в Ставрополе, Невинномысске, Георгиевске, Благодарненском, Шпаковском, Петровском районах. Благодаря ранней диагностике и своевременной коррекции в специальных детских садах более 80 процентов ребятишек идут в первый класс не в коррекционные, а в общеобразовательные школы. Есть и опыт интегрированного обучения детей с особыми нуждами вместе с остальными.

На коллегии и в докладе, и в прениях много говорилось о том, что важнейшее условие успешной адаптации и самореализации этих ребят – их профессиональное образование и трудоустройство. Среди учреждений, которые особо преуспели в этой области, – школа-интернат № 36 краевого центра для глухих и слабослышащих детей, которые получают профессии оператора ЭВМ, дизайнера web-сайтов, специалиста по компьютерной графике, швеи, цветовода, столяра. В коррекционной школе-интернате села Александровского есть класс профильной трудовой подготовки по сельскохозяйственным специальностям.

Однако, отмечалось на коллегии, существует и ряд проблем. Это прежде всего старение педагогических кадров, дефицит педагогов со специальным дефектологическим образованием, а также специально подготовленных психологов. Несмотря на выделяемые средства на текущий и капитальный ремонт коррекционных интернатов, этих денег по-прежнему недостаточно, поскольку многие из зданий построены в 30-70-е годы прошлого века и требуют проведения серьезного капитального ремонта. Есть проблема с трудоустройством выпускников коррекционных учреждений, с квотированием для них рабочих мест.

Среди решений, вынесенных коллегией, – разработка проекта региональной межведомственной системы раннего выявления детей с ограниченными возможностями здоровья, расширение перечня современных профессий, которые могли бы получить учащиеся данной категории, и другие.

На совещании состоялась церемония награждения лучших представителей специального образования отраслевыми и краевыми наградами.

Лариса ПРАЙСМАН

Им тоже нужно взрослеть / Газета «Ставропольская правда» / 19 декабря 2007 г.