Избрание главы Александровского района прошло в ожесточенной борьбе
В конце ноября был избран Совет района, куда, как того требует закон о местном самоуправлении, вошли главы поселковых администраций и по два депутата от каждого сельсовета. Сменился и председатель Совета – он же глава района, которым депутаты выбрали из своего состава Сергея Ильина. Процесс дался нелегко, но его кандидатуру поддержали 13 из 24 коллег – большинство, как ни крути. И прежнему председателю Владимиру Ситникову ничего не оставалось, кроме как смириться. Хотя и расставаться с властью тот явно не хотел.
Следом стал вопрос о главе администрации района. И тут внутри Совета разгорелась ожесточенная борьба. То большинство, что незадолго до этого поддержало кандидатуру С. Ильина председателем, выступило против продления контракта с прежним главой администрации района Анатолием Головеровым. Тот проработал в этой должности больше десяти лет - с момента избрания губернатором Александра Черногорова. Альтернативой «бунтовщики» увидели его предшественника Николая Савина, состоявшего председателем райисполкома и главой администрации в «дочерногоровский» период. Все это время он руководил СПК им И.Войтика и зарекомендовал себя крепким хозяйственником, превратив СПК из банкрота в одно из самых благополучных в крае.
Таким образом, депутаты окончательно разделились на два лагеря, каждый из которых видел главой администрации «своего» человека. Казалось бы, большинство за Н. Савина, и вопрос решен. Но на стороне меньшинства оказалось правительство края, имеющее весьма положительное мнение о деятельности А. Головерова. По закону, кандидатуру главы администрации утверждает Совет, но выбирает ее конкурсная комиссия, которая на треть состоит из представителей краевой власти, остальные – местные депутаты.
Когда стало очевидно, что большинство в комиссии – шесть человек из девяти (депутаты Совета) готовы сделать выбор в пользу Н. Савина, начались утомительные переговоры. За два дня до проведения конкурсной комиссии с той ее частью, которая никак не желала разделять ожиданий краевых властей, кто и как только не разговаривал. Таким образом, вся интрига на момент начала заседания комиссии заключалась в том, удалось ли переубедить «упертых». И до последнего момента этого не знал никто.
Сама процедура отбора конкурсантов – стандартная для такого рода дел и предполагает непосредственное общение с каждым из них на тему социально-экономического будущего района в ближайшие пять лет. Но это, скорее, формальные критерии, и от того, что скажет тот или иной претендент на должность главы администрации, мало что зависело. Выбор, по сути, уже был сделан.
Н. Савин почти час рассказывал о своем видении социально-экономического развития района и отвечал на вопросы преимущественно вице-премьера правительства края Марата Арсланова. По словам кандидата, в районе на сегодняшний день – больше 15 тысяч гектаров сельхозугодий остаются «невостребованными». То есть, фактически их засевают и собирают урожай, причем, неплохой, но формально у земли нет собственников, а соответственно и никто не платит налогов. В результате в проигрыше остается и без того дотационный почти на 90 процентов бюджет района. Поэтому в первую очередь Н. Савин намерен решить вопрос с землей. Кроме того, остро стоит проблема трудоустройства местного населения – многие селяне вынуждены уезжать на заработки. По его словам, из 46 промышленных предприятий реально работают и отчисляют в бюджет налоги лишь четыре! В районе, где проживают около 27 тысяч человек, в промышленном секторе заняты не более семи процентов населения. В сельскохозяйственном – порядка 27 процентов.
А. Головерова члены комиссии слушали не так долго, причем расспрашивали с куда меньшим пристрастием. Его видение положения дел в корне отличается от мнения оппонента. Сельское хозяйство в районе поднимается и развивается, причем, достаточно стабильными темпами, уверен он. А, кроме того, и перерабатывающая промышленность не в таком уж плачевном состоянии. Но такое видение ситуации в районе разделяют немногие. В том числе и еще один «независимый» кандидат в главы администрации, решивший попытать свои силы, - заместитель прокурора района Сергей Шпитько. С 1990 года, что он живет в районе, по его словам, в последнее время ситуация только усугубляется. Люди оставляют свои дома и уезжают.
В результате, выслушав каждого из кандидатов, шесть членов комиссии поддержали Н. Савина, трое – А. Головерова. Последний пообещал жаловаться.
М. Арсланов упрекнул коллег в недальновидности и напутствовал депутатов перед заседанием Совета, где должна была утверждаться кандидатура Н. Савина, словами о том, что они совершают ошибку. По мнению краевого чиновника, Н. Савин – инвалид второй группы и не может занимать должность главы администрации, поскольку его трудовой день должен быть ограничен. Если утвердите его в должности, то сделаете это в нарушение закона, отметил М. Арсланов, потребовав, чтобы эти его слова включили в итоговый протокол.
Совет уже готов был утвердить Н. Савина и подписать с ним контракт. Но процесс затянулся - на часы. Причем не по воле депутатов, а, скорее, против нее. Члены «правительственного пула» крайне тщательно отнеслись к форме и содержанию протокола. По этой причине заседание откладывалось сначала на сорок минут, затем на час, на два. Время шло. Депутаты роптали, но в конце концов протокол в двенадцатый раз перепечатали. Итог заседания Совета изумил даже оппонентов Савина: за него проголосовали единогласно.
13 декабря 2007 года