Ушел из жизни артист Михаил Михайлов
Тем, кто знал его и любил, а таких очень много на Ставрополье, вряд ли нужно много говорить о том, что значило это имя для нашего театра. Сегодня о своем товарище и коллеге вместе с нами вспоминает бывший главный режиссер театра, заслуженный деятель искусств России Алексей Малышев. Мы связались с ним по телефону в Туле, где сейчас, уйдя на пенсию, живет Алексей Александрович, и вот что он сказал:
- С горечью приходится сознавать, что ушел из жизни замечательный артист - Михаил Павлович Михайлов. Миша... Он был истинно народный артист, артист редкого обаяния, чувства правды и потрясающей заразительности. Как режиссеру мне довелось поработать в разных театрах страны и с разными исполнителями, но таких артистов, каким был Михаил Михайлов, могу назвать лишь единицы.
Хотел бы выразить искреннее сочувствие родным и близким Михаила Павловича, всем тем, кто любил его: в театре - как партнера, как друга, кто ценил его как человека и артиста, всем его преданным поклонникам, которые всегда спрашивали, занят ли в новой премьере Михайлов, и от этого нередко зависело решение зрителя идти в театр. Он был истинным кумиром ставропольской публики. Потому что умел на сцене всегда быть живым человеком, а это главное в профессии артиста: когда на сцене предстает живой человек во всей глубине и сложности личности, со всеми ее противоречиями. Михаилу Павловичу, в какой бы роли он ни выходил на сцену, удавалось показать именно живой неповторимый характер героя. Человек ведь не бывает абсолютно хорошим или абсолютно плохим, в нем есть все, но что-то превалирует. В Михаиле Павловиче превалировало очень доброе и сердечное отношение к людям. Он обладал редким качеством позитивного обаяния. И люди это чувствовали и ценили.
У него были замечательные роли в десятках спектаклей. «Пигмалион», «Последняя ночь Казановы», «Дядя Ваня», «Круг»... Его Потемкин в «Фаворите» вообще на долгие годы стал знаковой фигурой не только для театра. Не устаю восхищаться, как в «Филумене» в четко отрежиссированных сценах Михаил Павлович тем не менее умел всегда быть разным. Не отступая от рисунка роли, определенного задачей спектакля, он талантливо импровизировал прямо на сцене уже по ходу спектакля. Для этого, помимо дарования, необходимо иметь и собственные глубинные душевные запасы.
И вот его нет с нами. И хочется просто сказать: Миша, спасибо тебе за те счастливые минуты, что ты дарил мне и зрителям, выходя на сцену. Да, все проходит, но память навсегда останется с нами.
4 декабря 2007 года