Президент Украины решил переписать историю Великой Отечественной войны
Меня просто покоробило решение украинского президента Виктора Ющенко присвоить звание Героя Украины главному командиру Украинской повстанческой армии (УПА) в 1942-1950 годах Роману Шухевичу (Чупринке). Посмертно.
Неужто главу государства бес попутал? А может, он просто, вдохновившись примером некоторых прибалтийских стран, решил одним росчерком пера переписать историю Великой Отечественной войны? Судите сами. В президентском указе подчеркивается, что столь высокое звание Роману Шухевичу присваивается “за выдающийся личный вклад в национально-освободительную борьбу за свободу и независимость Украины”. Вот так: ни больше ни меньше.
В газете “Комсомольская правда” журналист Андрей Смехов так обозначил связанную с этим возможную перспективу: “В следующий раз, надо полагать, СССР, а заодно и Россию, Киев обвинит “в оккупации незалежной” в годы советской власти и потребует компенсации. А что, прибалты уже требуют…”.
Горько писать об этом, а еще стыдно за такие действия нынешних украинских властей. Не с их ли молчаливого согласия присвоение звания одному из главных бандеровцев совпало с другим знаковым событием: во Львове в честь 65-летия УПА с помпой открыли памятник ее лидеру Степану Бандере?
Когда я учился во Львове в середине 80-х годов прошлого столетия, то и представить себе не мог, что когда-нибудь советских солдат будут называть там “оккупантами”. В памяти навсегда останутся военные парады на проспекте (бывшем, к сожалению) В. И. Ленина (сейчас в столице Западной Украины в почете улицы, названные в честь Степана Бандеры, генерала Джохара Дудаева).
А разве забыть слезы на глазах ветеранов, слушавших песни в нашем исполнении в День Победы 9 Мая, когда по тихим улочкам древнего Львова шли мы и, четко печатая шаг по брусчатке мостовой, пели:
Когда по львовским улицам
Курсантов строй идет,
Военной нашей выправкой
Любуется народ.
А на тротуарах, по обе стороны дороги, стояли старики, по щекам которых стекали слезы. В такие минуты комок подкатывал к горлу, и я гордился тем, что находился в курсантском строю, которым действительно любовался народ. Кто будет отрицать, что подобного не было? Я – свидетель! Было!
Между прочим, слова мои могут подтвердить с добрый десяток выпускников ЛВВПУ разных лет, ныне проживающих в краевом центре, а также ветеран “Ставропольской правды” подполковник запаса Алексей Лазарев, преподававший в свое время в училище на кафедре журналистики. А еще – член Российского комитета ветеранов войны и военной службы, председатель одноименного Ставропольского краевого комитета гвардии полковник в отставке Даниил Лычев. В послевоенные годы Даниил Иванович (к слову, почетный гражданин украинского города Бердичева) на протяжении десяти лет проходил службу на Западной Украине и не понаслышке знает о зверствах бандеровцев по отношению не только к представителям советской власти, но и к мирному населению, не разделявшему их взглядов.
Оговорюсь, правда, что и в 80-е годы прошлого столетия не все было так гладко, как того хотелось нашим генеральным секретарям. На память приходит вопиющий по тем временам случай, который лично я лицезрел во время ночной тренировки к предстоящему 7 ноября параду. Было это 20 лет назад в один из последних октябрьских дней. Когда наша курсантская “коробка” миновала трибуну, на которой находилось практически все командование Прикарпатского военного округа, впереди, на одном из высотных зданий, располагавшемся на проспекте Ленина, в свете иллюминации высвечивалась кощунственная фраза: “Слава СС!”. Нам сразу стало ясно, что в последнем слове не горели две первые буквы – КП, но как же менялся смысл высказывания! Так же мы поняли, что сделано это было неспроста. Уж больно часто националисты, пусть даже по мелочам, старались обозначить свое присутствие на земле Западной Украины даже спустя 40 лет после Великой Победы над фашизмом.
К слову, происходившие в 80-е годы события, в одном из самых западных городов СССР – Львове обсуждались активно, и строились самые невероятные проекты. Перестройка, новое мышление, гласность порой пьянили так, что казалось: вот она жизнь. Но, право, никто тогда не думал, а тем более предположить не мог, что великая держава, победившая Наполеона и Гитлера, пережившая голод и разруху, распадется, словно карточный домик, так быстро и так трагически.
Вместе с самостийностью в Украине появились новые веяния в различных областях жизни. К сожалению, во многих областях этой страны (особенно западных) стали негативно относиться ко всему, что напоминало о советском периоде жизни. Соответственно и к русским людям, их культуре отношение изменилось. Увы, не в лучшую сторону. Например, в первые годы независимости Украины специальная депутатская комиссия Львовского горсовета переименовала улицу Пушкина в честь Романа Шухевича (Чупринки). Тогда же исчезла со стены первого дома улицы и мемориальная доска с оригинальным барельефом Александра Сергеевича. Смириться с этим не только русским людям, но и почитателям творчества великого поэта было невозможно. И они повели борьбу за восстановление исторической справедливости.
Восемь лет назад у здания Русского культурного центра имени А. Пушкина во Львове был торжественно открыт бюст Александра Сергеевича. Казалось, что великий поэт приветливо встречает каждого, кто приходит сюда, напутствуя на “разумное, доброе, вечное”. Однако летней ночью 2005 года русофобы уничтожили этот символ русской культурологической организации и намалевали на стенах свастику, а также националистические призывы: “Долой пушкинистов из Львова!” и “Смерть москалям!”. Бюст был разбит вдребезги и не подлежал восстановлению. Очередной акт вандализма (здание до этого не раз пытались взорвать и поджечь) ультрарадикалы приурочили к дню рождения одного из столпов мировой литературы…
Вернемся, однако, к желанию некоторых политиков и “письменников” переписать историю Великой Отечественной войны. Последние, к слову, находятся не только за рубежом, но и, к сожалению, в нашем Отечестве. Эти псевдописатели с серьезным видом вещают о том, что Красная Армия в 1944 году должна была остановиться у своих государственных границ. Дальнейшие ее действия изображаются как “оккупация” прибалтийских стран, Польши, Чехословакии и др.
Но, позвольте, как же они думали освобождаться из-под фашистского гнета? Между тем не кто иной, как Черчилль в январе 1945 года умолял Сталина прийти на помощь, и с учетом просьб союзников на две недели раньше намеченного срока была начата Висло-Одерская операция советских войск. Вот характерный пример: некоторые польские политики, с одной стороны, обвиняют советские войска в том, что они пришли и “оккупировали” Польшу, а с другой – судачат о том, почему “не помогли” Варшавскому восстанию в конце 1944 года.
После войны прошло более 60 лет, а американские войска остаются в Европе. Войска НАТО пришли в восточно-европейские страны. Польские войска, войска стран Прибалтики, некоторых других восточно-европейских стран участвуют в оккупации Ирака, Афганистана. Но это, оказывается, не оккупация, это “миротворческие акции”. А вот если Красная Армия, потеряв 600 тысяч человек, освободила Польшу, это оккупация.
Великая Отечественная война – история многих народов. Наша страна смогла одолеть врага благодаря сплоченности людей разных национальностей. И это особенно важно помнить в наше непростое время, когда нечистоплотные политики стараются стравить народы и раздуть межнациональную вражду.
К большому сожалению, на Украине политическая ситуация пополам разделила не только страну, но и отношение к увековечиванию памяти о павших в годы Великой Отечественной. Так, еще в 1991 году была начата паспортизация всех воинских захоронений, проверка их местными органами власти при участии военных комиссариатов. И что же? На востоке республики паспортизация проведена наполовину, а в западных областях не проводилась вовсе. Не лучше кое-где обстоит дело и с сохранением воинских захоронений, особенно во Львове. Знаменитый “Холм Славы” находится в жутком состоянии. Могилу нашего легендарного разведчика Николая Кузнецова оскверняли, наверное, уже с десяток раз. А вот кладбища бандеровцев ухожены.
Примечательно, что в Германии находятся сотни захоронений советских солдат, и все до одного в идеальном состоянии. Комментарии, как говорится, излишни…
Хочется верить, что со временем украинский народ сам разберется во всем и сумеет отличить истинные ценности от ложных, а главное – не даст так вольно обращаться со своим, еще совсем недавним прошлым.
28 ноября 2007 года