Ночной звонок
Людмила произносила принятые в таких случаях слова соболезнования и утешения, а сама невольно прислушивалась к себе: какой болью отзовется это известие в ее душе? Но, к своему удивлению, ничего не почувствовала – сердце ее было спокойно. Значит, действительно все отболело, и она освободилась от чувства, которое мучило ее так долго.
Они с Ириной учились на одном курсе, жили в одной комнате студенческого общежития и по окончании университета получили назначение в одно место – в маленький степной городок на севере Казахстана - преподавателями русского языка и литературы в школу-интернат. Было это задолго до распада Советского Союза. Тогда каждому выпускнику вуза полагалась трехгодичная отработка по распределению. Молоденькие учительницы приехали к месту работы еще в августе – в облоно им пообещали квартиру на территории школы – одну на двоих, и они торопились получить ее, боясь, что обещание окажется обманом.
Их встретил директор школы, пожилой, усталый человек, и сразу успокоил: в корпусе, где будут жить учителя, заканчивается ремонт, и к концу дня можно будет вселяться. Так их совместное существование снова продолжилось.
Им вдвоем было очень удобно, особенно на первых порах, когда надо было налаживать быт, привыкать к самостоятельной, взрослой жизни. Вместе все трудности преодолевались легче. Обе они были назначены не только преподавателями, но и воспитателями, что обязывало их проводить с детьми по нескольку часов после уроков, дежурить в спальных корпусах и в столовой интерната, играть, читать, ходить на прогулки со своим классом.
Девушки вскоре поняли, что с работой им очень повезло: педколлектив усилиями директора был сформирован с опорой на молодежь, приехавшую из разных уголков страны. Среди преподавателей преобладали мужчины, что считалось и тогда большой удачей для школы. Причем уже на первых педсоветах выяснилось, что многие из них по-настоящему увлечены профессией и мечтают сказать в педагогике свое слово.
И Людмила, и Ирина сразу обратили внимание на Анатолия, преподавателя математики. Его было трудно не заметить: черные волосы, голубые глаза и атлетическая фигура невольно привлекали женские взоры. К тому же чувствовалось, что он не новичок в школьном деле. В те годы в провинциальных школах еще не было ни обилия кружков, ни «Зарниц», ни туристических походов, а Анатолий постоянно придумывал разные спортивные игры с учащимися, среди которых большинство составляли дети, оставшиеся без родителей, «выходцы» из домов ребенка, побывавшие в детских исправительных учреждениях – словом, как говорится, трудный, педагогически запущенный контингент. Но Анатолий раньше других учителей нашел дорогу к сердцам этих ребятишек, и они быстро начали выделять его среди учителей, а потом просто души в нем не чаяли. Поэтому никто не удивился, когда уже через два месяца его назначили завучем, несмотря на молодость.
Надо ли говорить, что многие молодые учительницы заглядывались на Анатолия? Положила на него глаз и Ирина. Тут следует сказать, что она сама была, без преувеличения, красавицей: высокая, смуглая, с огромными черными глазами – настоящая цыганка. И с соответствующим характером – решительным и бескомпромиссным. На уроках у нее всегда была отличная дисциплина – дети побаивались ее громкого, строгого голоса, ее вспыльчивости и перепадов настроения.
Ирина давно привыкла к мужскому вниманию, с первого курса в университете у нее появилась масса поклонников и было несколько романов, но все они кончались ничем. Теперь студенческая вольница осталась позади, ей шел 24-й год, пора было задумываться и о замужестве.
Анатолий ей понравился сразу, он ей подходил во всех отношениях. А потому не прошло и двух недель после первого знакомства, как Ирина сообщила Людмиле, с которой всегда обсуждала своих кавалеров, что она «запала» на Анатолия и будет всеми силами добиваться взаимности. Для Людмилы это не стало новостью. Она видела, как подруга смотрит на него, и поспешила уверить, что они станут прекрасной парой.
Себя Людмила считала замухрышкой. И она действительно не обладала броской внешностью, не умела одеваться, потому что выросла в бедной семье - мать ее воспитывала одна. О «принцах» и не мечтала. Дожив до 25 лет, не имела никакого опыта общения с противоположным полом, страдала от застенчивости и робости.
Только в классе рядом с детьми она чувствовала себя уверенно. Ее уроки по литературе всегда выходили за рамки школьной программы. Она сама сочиняла всякие творческие задания, которых не было в обязательных методичках, и ученики их с удовольствием выполняли, никто не скучал и не лодырничал – всем было интересно.
Как уже говорилось, в школе-интернате учились трудные дети, не знавшие материнской ласки. Молоденькие воспитательницы шли на вечернее дежурство, как на казнь, а придя домой, пили валерьянку. Бывало, что усмирять разбуянившихся шалунов вызывали Анатолия. Он это делал быстро, по-военному.
Во время первого своего дежурства пришлось прибегнуть к его помощи и Людмиле. А во второй раз, когда она вошла в корпус и услышала воинственный клич Коляна – зачинщика всех драк и потасовок, спокойно сказала: «Кто хочет послушать одну историю, заходите в пятую палату».
Тогда телевизор был далеко не в каждой семье, как и книги, и детям, которые выросли в Доме ребенка, никто никогда на ночь не рассказывал и не читал сказок. Поэтому, когда Людмила начала пересказывать им повесть Н. Гоголя «Вий», в палате, куда набилось немало мальчишек, наступила мертвая тишина. Самые маленькие и впечатлительные зарылись от страха в одеяла и боялись шевельнуться… Стоял с застывшим лицом и Колян…
Когда через час в корпусе появился Анатолий, он был поражен: никто не бегал, не кричал, все двери в палатах были закрыты.
На второй день он спросил у Людмилы: «Что вы с ними вчера сделали, Людмила Петровна?» Она в ответ только загадочно улыбнулась. С тех пор он начал недвусмысленно оказывать Людмиле знаки внимания – этой «серой мышке», как считали некоторые. Дарил цветы, назначал свидания, приглашал в кино и целовал в темном зале. А она не знала, что делать. Сначала не верила в его искренность, а потом сдалась и влюбилась со всей страстью первого чувства.
Их роман развивался на глазах всей школы. Больше других «распущенностью» подруги возмущалась Ирина. А потом «любовь» Анатолия так же внезапно прекратилась, как и началась. Много позже Людмила поняла, что он подобно лермонтовскому Печорину просто из спортивного интереса коллекционировал влюбленных женщин. Ему нравилось завоевывать и покорять, у него был для этого накоплен целый арсенал средств обольщения. Одну он брал начитанностью, эрудицией, другую – смелыми ухаживаниями, третью – демонстративной нежностью. А еще он умел возбуждать у своих поклонниц ревность, притворялся то пылким, то холодным. А бедные девушки все принимали за чистую монету.
Так случилось и с Людмилой. Когда стало ясно, что он ее не любит, что это просто игра, она резко оборвала отношения. Это далось нелегко. От переживаний Людмила сильно заболела, не работала несколько месяцев, а потом уволилась и уехала. Директор школы ее отпустил, хотя она и не отработала положенных трех лет.
Прошли годы, Людмила так и не вышла замуж. Она преподавала литературу в одном из профтехучилищ родного города и часто вспоминала свою молодость. Боясь себе признаться в этом, продолжала любить Анатолия и страдать. Перебирала в памяти тысячу раз каждую встречу, стремясь понять, как ей надо было вести себя, чтобы привязать Анатолия. Он женился в конце концов на Ирине, о чем та с торжеством и написала Людмиле.
Ирина регулярно извещала бывшую подругу и о рождении детей, и о продвижении Анатолия по службе – он вскоре возглавил районо, и о других событиях в своей жизни, всякий раз доставляя ей новую боль. Но вот последний звонок с печальной вестью не оставил никакого следа в сердце Людмилы. Он пробудил только легкую грусть…