Бухгалтерия природы
- Мы живем в динамично развивающемся мире и пользуемся различными благами цивилизации. Это приятно и комфортно. Однако есть и побочный эффект: от производственной и хозяйственной деятельности загрязняется окружающая среда. Чтобы ограничить это негативное влияние, необходимо рассчитать для природопользователей допустимые нормы и лимиты вредных выбросов. Чем с июля прошлого года и занимается наш отдел.
Нормирование в области охраны окружающей среды - это инструмент экологического управления. Природоохранное законодательство обязывает природопользователей иметь разрешительную документацию, чтобы размещать отходы, осуществлять выбросы и сбросы загрязняющих веществ в природную среду. Для этого хозяйствующий субъект обязан иметь природоохранную проектную документацию, срок действия которой пять лет. На основе этих первичных материалов еже-квартально по форме составляется расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду – индивидуальный для каждого предприятия. Чем опаснее воздействие на природу, тем выше плата. Так мы защищаем право каждого россиянина на благоприятную среду, а заодно получаем средства для проведения природоохранных мероприятий.
- И много в крае природопользователей?
- По данным Федеральной налоговой службы, на Ставрополье около 50 тысяч юридических лиц и более 100 тысяч индивидуальных предпринимателей. Организации, которые не занимаются производством или коммерцией, тоже загрязняют окружающую среду. Мусор «производят» все! К примеру, по действующим нормативам офисный работник в год выдает до 70 килограммов мусора. А еще надо помнить об утилизации вышедшей из строя оргтехники, люминесцентных ламп, разного оборудования и прочих отходов.
Каковы результаты деятельности отдела? Нами было поставлено на учет четыре тысячи природопользователей. Много это или мало? Для сравнения можно сказать, что за 15 лет, с момента установления платы за негативное воздействие на окружающую среду, администратором платы (сейчас это Ростехнадзор) была создана база данных, насчитывающая семь тысяч природопользователей, а нами только за один год поставлено на учет четыре тысячи.
За девять месяцев нынешнего года поступление платежей за негативное воздействие на окружающую среду в бюджеты всех уровней увеличилось на 21,4 миллиона рублей. Это на 26,7 процента больше по сравнению с аналогичным периодом 2006 года. Общая сумма поступивших платежей составила 80,1 миллиона рублей. Наибольшую активность в работе по повышению собираемости платежей проявили администрации муниципальных образований Грачевского и Новоалександровского районов.
- Как удалось достичь таких результатов и каковы планы на будущее?
- Мы очень тесно взаимодействуем с органами местного самоуправления. В каждой районной администрации провели обучающие занятия и семинары, распространяли уведомления о постановке на экологический учет и так далее. Следует отметить, что органы местного самоуправления видят и свою выгоду в сотрудничестве с экологами. Ведь платежи за негативное воздействие на природу распределяются так: 20 процентов поступает в федеральный бюджет, а остальные поровну делятся между краевым и муниципальными бюджетами. Платеж за негативное воздействие на окружающую среду может пополнить доходы бюджетов муниципальных районов и городских округов и помочь в проведении мероприятий в области охраны окружающей среды. То есть муниципалитеты заинтересованы в повышении собираемости платежей и расширении базы природопользователей.
О планах. Поскольку база данных плательщиков составляет пятую часть от расчетной, нам еще предстоит проделать большую работу по ее увеличению. К сожалению, пока немногие природопользователи знают, что отсутствие разрешений, неуплата платежей за негативное воздействие - это нарушения природоохранного законодательства Российской Федерации, за которые субъекты хозяйственной и иной деятельности несут административную ответственность.