Владимир Конкин: Совесть – это главный лекарь
- Владимир Алексеевич, роль Павки Корчагина в фильме «Как закалялась сталь» принесла вам больше тридцати лет назад бешеную популярность. Кто для вас Павка Корчагин сегодня?
- Один из миллионов околпаченных мальчишек и девчонок, жертва Молоха революции. Он был романтиком, мечтал освобождать угнетенные народы, бороться с несправедливостями... В 14-15 лет желание изменить мир к лучшему так естественно! И вот тут-то появляются жухраи, которые на пальцах объясняют, кого надо уничтожать «во имя светлого будущего». После чего Корчагины берут в руки винтовки. Шашки наголо и в атаку! И потом, фильм «Как закалялась сталь» был снят не случайно. Надо было строить БАМ. А для этого - поднять тысячи молодых людей, сорвать их с родных мест и с Корчагиным вперед! Это я понял не сразу - только на XVII съезде комсомола. Я читал речь, в проходах стояли мальчики и девочки - первый десант на БАМ. Представляете, где-то там уже «Битлз» распались! А у нас молодежь снова звали в палатки, к кирке и лопате как к основным орудиям созидания! Думаете, сейчас что-то изменилось? Ни-че-го. Молодых людей все так же оболванивают – по комсомольско-партийным методикам. Им говорят: «За вами будущее!» А тем и невдомек, что их будущее давно уже распределено по карманам сегодняшних власть имущих...
- После роли Корчагина партийные боссы, говорят, не раз пытались вас ангажировать…
- Да, я получил премию Ленинского комсомола, но главное - стал делегатом XVII съезда ВЛКСМ, на котором Брежнев поцеловал меня в щечку. Кто только потом меня не целовал: Живков, Хонеккер, Фидель Кастро… Было даже предписание – предлагать Конкину только роли людей «в кожанках». Ну раз сыграешь «кожанку», ну два – а что дальше? Влиятельные люди между тем зазывали в сауну с надеждой: вдруг я стану комсомольским холуем, нужным человеком. Кто-то из них и сегодня при власти. Как-то недавно пришлось побывать в сауне, опять среди «больших дядей». Там обычно застолье в туниках, потом анекдоты. А я прочел стихотворение Пушкина. Один из олигархов спросил: «Это твое?» Промолчал в ответ, выпил стакан водки без закуски.
- То есть попытки вас «завербовать» остались безуспешными?
- Я даже уехал в Киев, потому что семье нужно было где-то жить, а в Москве мы с женой и сыновьями-близнецами ютились в одной комнатке. И такое положение дел сохраняется до сих пор - я не буду делать скабрезностей на сцене, не буду сниматься в том, что может обидеть и оскорбить зрителя, который рос на моих фильмах и формировался как личность. Перед ним я несу творческую ответственность, ведь зритель всегда будет сравнивать меня с Корчагиным, Шараповым, с Кирсановым из «Отцов и детей», потому что это герои, несущие положительный заряд, - настоящие герои, несмотря ни на что. И хотя я всю жизнь мечтаю играть и характерные роли (у меня в дипломе написано - «лирический герой-простак»), этими ролями горжусь. Когда мне говорят: «Владимир Алексеевич, роль такая-то, соглашайтесь, мы знаем, какой вы эксцентричный бываете, но там в одной сцене с тетей надо будет попу показать», я отвечаю: «Ребята, покажите свою». А потом подтягиваю поясочек на дырочку-две, и моя семья (спасибо жене за понимание!) к этому готова.
- На компромиссы вы не соглашались, от роли «социального героя» дистанцировались, но тем не менее не ушли от политики…
- Потому что я ответственен за свою страну, и ответственность эту снимать не собираюсь, как это принято сегодня у власть имущих. У меня четверо внуков, мне нужно что-то оставить им – достойное, нормальное. Страна у нас великая, прекрасная, в ней много хороших людей, вот только и болезней много. Но, я думаю, всякое заболевание можно вылечить. Если есть правильный уход и желание исцелить Родину от того, чем она сейчас перебаливает (а такое желание – определяющее у всех в «Справедливой России», и рецепты лечения есть, продуманные, обоснованные), это уже большое дело. Убежден, что совесть – главный лекарь, который рано или поздно проснется во всех нас, а мой приход в партию этому поможет, потому что она объединяет именно таких людей – с совестью, с высокой мерой ответственности за страну.
- Отказываясь сниматься в низкопробных сериалах, вы не чувствуете себя не у дел?
- Что вы, такого ощущения нет! Работы достаточно: я преподаю, играю в антрепризе. Последняя моя работа в кино - у Николая Досталя в картине «Завещание Ленина» о жизни писателя Варлама Шаламова. У этого человека была непростая судьба, он являлся ярчайшим представителем нашей беллетристики, за что и был затоптан. Но вообще этот фильм не только о писателе. Он о всяком человеке, способном мыслить оригинально и достойно. Такие люди - действительно звездочки, и на них сколько ни дуй - они не гаснут.