Ученики становятся «дефицитом»
С докладом по вопросу о ходе реструктуризации и оптимизации сети образовательных учреждений края выступила министр образования СК Алла Золотухина. Тема это непростая. Прогнозируется, что в 2010 году число детей, нуждающихся в получении образования, уменьшится более чем на 100 тысяч по сравнению с 2000-м. И хотя, как считают эксперты, пик снижения рождаемости уже пройден и есть тенденция к ее росту, шлейф проблем остается надолго. В крае 95 процентов общеобразовательных учреждений стоят полупустые. 133 школы являются малокомплектными. Грядущее в 2008 году нормативное подушевое финансирование ставит их существование под сомнение. Есть и еще одна проблема, ставшая очевидной после сдачи выпускниками ЕГЭ, результаты которого подтвердили: чем малочисленнее школа, тем ниже качество знаний.
Анализ ситуации, сказала министр, привел к принятию решения о необходимости оптимизации школьной сети.
Наиболее распространенная ее модель – создание базовой крупной школы с сетью филиалов в небольших населенных пунктах, откуда ребят возят на занятия по тем предметам, преподавание которых затруднено в малокомплектном учебном заведении. Еще один вариант – ресурсные центры с профильным обучением, на Ставрополье их сегодня 31. (Однако ряд школ все же пришлось закрыть).
А вот с дошкольным образованием картина обратная: только в Пятигорске и Ставрополе в очереди на место в детском саду стоят 10 тысяч малышей. Не хватает дошкольных учреждений в Михайловске, Новоалександровске и других городах и районах. Сказывается необдуманная политика девяностых годов, когда детские сады закрывали, перепрофилировали, перепродавали. Всего с 1991 года их стало меньше на 240. В городах их нужно выкупать, строить заново или восстанавливать. (Губернатор А. Черногоров сказал, что возможен возврат даже и через судебные решения, по примеру Москвы). А на селе нужно реорганизовать в детсады начальные школы, что, собственно, уже делается.
Коснулась А. Золотухина и проблем профессионального образования. Здесь реструктуризация и оптимизация сети также проводится путем присоединения малокомплектных ПТУ и колледжей к более крупным учреждениям системы НПО и СПО, создания профильных ресурсных центров и т.д.
Ждут перемены и два краевых вуза. Так, Ставропольский государственный педагогический институт должен вобрать в свою структуру четыре педколледжа в качестве филиалов и стать единым педагогическим комплексом.
Экономический эффект от преобразований уже составил 99,1 миллиона рублей, что позволяет перераспределить средства на совершенствование образовательного процесса.
Реструктуризация образовательной сети сопровождается серьезными социальными последствиями, в том числе негативными. Говоря проще, перемены касаются большого числа учителей, учеников и их семей, которые воспринимают их не-однозначно. Практически все краевые средства массовой информации, включая и «Ставрополь-скую правду», писали о конфликте в селе Труновском, где вместо трех средних общеобразовательных учреждений теперь работает гимназия, в которой учатся все старшеклассники райцентра, а две остальные школы стали девятилетками. Преодолеть предубеждение родителей против того, чтобы их дети из своих школ перешли на учебу в старшие классы новой, прекрасно оборудованной, притом расположенной в двух шагах гимназии, было нелегко. Большую роль в конфликте сыграли учителя нынешних девятилеток, которые потеряли учебную нагрузку. Некоторым пришлось стать педагогами дополнительного образования либо воспитателями групп продленного дня. И не учитывать этого нельзя. Можно понять и те семьи, которые настроены против ежедневных дальних поездок детей на учебу в базовые школы. В каждом случае нужен индивидуальный подход, особенно если речь идет о самых незащищенных - детях-сиротах, детях-инвалидах, находящихся в учреждениях, которые также входят в программу реструктуризации. В обсуждении вопроса приняли участие заместитель председателя правительства СК Любовь Волошина, ректор Ставропольского государственного педагогического института, депутат ГДСК Людмила Редько и другие.
На заседании были также утверждены нормы материального обеспечения детей-сирот и оставшихся без попечения родителей; рассмотрены вопросы «О Совете при правительстве Ставропольского края по вопросам физической культуры и спорта», «О безвозмездной передаче имущества, находящегося на балансе министерства жилищно-коммунального хозяйства, строительства и архитектуры Ставропольского края, из государственной собственности Ставропольского края в муниципальную собственность г. Ставрополя» и другие.