Загадка великих испанцев
Об этом говорил, открывая выставку, председатель краевой организации СХ Сергей Паршин, подчеркнув: впервые этот зал, а по сути, и Ставрополье вообще, принимает экспозицию мирового уровня. Это стало возможным благодаря объединению усилий компании «Центр Евро-Арт» (Москва), Союза художников России и Ставропольского музея изобразительных искусств. Год назад в изомузее проходила также беспрецедентная выставка шедевров Эрмитажа, а нынешняя по своей уникальности ей не уступает, хотя и наполнена совсем иным содержанием. Для ставропольской публики, прямо сказать, неожиданным.
- Нам повезло, - так охарактеризовал случившееся С. Паршин. – Встречу с творчеством двух испанских гениев иначе как огромным счастьем и не назовешь.
«Сны разума» представляют последнюю крупную графическую серию Дали и серию «Капричос» Гойи – причудливое сочетание жизненных реалий с образами, рожденными художественным гением. «Капричос» - одна из самых больших загадок в мировом культурном наследии, над которой бьются исследователи вот уже 200 лет. О ней написаны тысячи страниц комментариев. От чего она вовсе не становится более понятной, как и личность её автора. Более того, второй великий испанец – Дали – добавил к этому и свою загадку, перенеся сюжеты офортов Гойи в свои литографии, насытив их цветом и введя свои собственные таинственные знаки, на которые он тоже был непревзойденный мастер. И каждый при знакомстве с работами решает для себя эту действительно волнующую воображение загадку.
Данный экспозиционный проект имеет свою российскую историю, хотя коллекция и является частным собранием Кунстгалериен Ботингерхаус, Бамберг, Германия. Впервые он был показан в Российской академии художеств на рубеже 2004-2005-го и признан лучшим проектом года. Кроме столичной публики, его видели пока лишь ростовчане, и вот теперь – ставропольцы. Каждая работа сопровождается текстовым комментарием выдающихся искусствоведов, знатоков творчества Гойи и Дали, предлагающим зрителю версию «разгадки», своего рода информацию к размышлению. Наверное, в этом одна из главных – помимо художественной – ценностей выставки: дать пищу нашему разуму через «Сны разума»… При том что Гойя изображал нравы самых разных сословий испанского общества двухсотлетней давности, а Дали переосмысливал их взглядом человека ХХ столетия. Как пояснил один из руководителей проекта Александр Щеляков, они рассчитывают не только на внимание, но и на понимание провинциальной публики, имеющей право встретиться с таким искусством. Дать провинции это право организаторы считают своего рода миссией, при всех связанных с этим сложностях и финансовых затратах.
Спонсорами проекта стали Международный Институт «Лучшие мировые практики и лидерство» и Международный центр «Лучшие практики», представитель которых Михаил Альтерман на открытии выставки в Ставрополе пожелал ставропольцам активно использовать выпавший им редкий шанс. Особенно это касается молодежи, а Ставрополь по праву считается студенческим городом. Он выразил благодарность ставропольским коллегам за проявленную настойчивость в осуществлении столь важной акции.
«Снами разума» Центр «Евро-Арт» открывает крупномасштабный проект «Имена, которые покорили мир»: помимо Гойи и Дали это Шагал, Пикассо и ряд не менее крупных мастеров. Так что впереди у нас еще немало новых сильных впечатлений. Во всяком случае, можно на это надеяться.
Отнестись к необычной экспозиции вдумчиво и осторожно советует православная церковь, о чем говорил приглашенный на открытие выставки заведующий заочным отделением Ставропольской духовной семинарии протоиерей Михаил Моздор. Сталкиваясь с пороками общества, их проявлениями в жизни, заметил он, человек порой может оказаться у опасной для него черты. Но жизнь, изображаемая только в светлых тонах, выглядела бы неестественно, неполно. Вот почему выставка способна послужить духовному укреплению силой такого контрастного взгляда на мир. Следует лишь настроиться на позитивный лад, сделать свое восприятие осмысленным, по-своему критичным.
Думается, экскурсоводам, рассказывающим посетителям о содержании выставки, будет достаточно не просто, все же ставропольский зритель подобного ранее не видел. Ведь недаром еще сам Гойя, работая над «Капричос», задавался вопросом, насколько способен разум человека адекватно воспринять реальности цивилизации – нередко жестокие и отвратительные. И не является ли подсознание последним прибежищем истины, абсолютной, бесспорной, наивысшей? И что побудило Дали столетие спустя вступить в столь удивительный творческий диалог со своим великим предшественником? Да и само количество очень непростых художественных работ – их ведь более полутора десятков! – ставит перед посетителем выставки весьма серьезную задачу: как охватить все, как справиться с самим фактом необычной встречи, как вынести, выдержать этот мощный напор запечатленных образов и мыслей. Помочь разобраться в увиденном призвана целая программа разного рода акций, намеченная устроителями. Это и уже знакомая нам «Ночь музеев», и дискуссионные клубы, и круглые столы с участием широкой аудитории. Предусмотрены скидки в ценах на входные билеты для студентов и школьников, пенсионеров.
«Капричос» означает в примерном переводе что-то необузданное и путаное. Такова, наверное, сама фантазия гения, свободно парящая без границ, не поддающаяся регламентации и четким определениям, нормам и правилам. Леонардо да Винчи считал, что художник только тогда является самим собой, когда он обращается к своим самым самобытным внутренним силам. Благодаря воображению он способен сотворить явления, неведомые природе, а не только подражать существующим реалиям. Этим он нам и интересен.