Пушканцер Наталья

Пушканцер Наталья

За роялем – Наталья Пушканцер. Пазарджик, май 2007 года

За роялем – Наталья Пушканцер. Пазарджик, май 2007 года

За роялем – Наталья Пушканцер. Пазарджик, май 2007 года.

За роялем – Наталья Пушканцер. Пазарджик, май 2007 года.

В этом году Наталья Пушканцер принимала участие в торжествах по случаю празднования Дня города Пазарджика, где выступала в качестве солистки с болгарским симфоническим оркестром под управлением дирижера Васила Казанджиева.

– Играть с симфоническим оркестром – мечта любого концертного исполнителя, – говорит Наталья Викторовна. – Тем более с таким дирижером, как Казанджиев. Он много гастролирует по миру, профессионал, музыкант с большой буквы. Мы познакомились всего за два дня до концерта, но сразу поняли друг друга. Мне предстояло исполнять 21-й концерт Моцарта и каденции собственного сочинения к нему. Сейчас эта традиция утрачена, но я везде, где это можно, пытаюсь все-таки развить тему композитора так, как я это вижу, через призму своего музыкального мировоззрения.

Казанджиеву очень понравился такой подход. И на репетиции произошел забавный случай: когда пианистка уже закончила играть, дирижер запоздал с так называемой отмашкой оркестру. «Это было настолько интересно, – сказал он, – что я не сразу вспомнил о своих функциях!».

Словом, впечатления от болгарской поездки остались самые светлые. Хороший оркестр, отличный концертный зал, прекрасный орган, великолепная акустика, большой концертный рояль «Petrof» – все настраивало на творчество.

А вот в родном Ставрополе услышать пианистку Наталью Пушканцер сегодня, пожалуй, не получится. Разве что по месту нынешней работы в институте им. В. Чурсина: она аккомпанирует там ребятам в детском музыкальном театре, одновременно являясь и режиссером, и художником декораций и костюмов.

Работа с детьми для Натальи Пушканцер близка и понятна, ведь она 21 год преподавала в детской музыкальной школе. Музыкальное образование, уверена она, еще не помешало ни одному ребенку. Просто цель обучения для разных учеников должна быть разной: либо это профессиональная подготовка, либо воспитание грамотного музыкального слушателя или, скажем, музыканта-любителя для домашнего музицирования, либо грамотного слушателя для концертного зала: чтобы человек с юных лет любил классическую музыку, умел в ней разбираться, отличать плохое от хорошего. На Западе – она сама это видела – концертные залы, где исполняют классическую музыку, всегда переполнены. Причем там очень тепло принимают российских музыкантов не как заурядных гастарбайтеров. Потому что уважают добротную методику преподавания в российских музыкальных школах. Да и диплом хорошего музыкального вуза, консерватории не подвергается сомнению за границей.

…Существуют научные исследования о влиянии музыки на структуру молекул воды: когда звучит Моцарт или Бах, они напоминают очень красивые снежинки, а под влиянием тяжелого рока превращаются в абсолютно бесформенные хаотические структуры. А ведь люди-то на 80 процентов состоят из воды! Наталья Пушканцер уверена, что ей именно классическая музыка позволяет постоянно находиться в хорошей форме. А еще помогает отзывчивая публика.

– Был такой великолепный пианист Глен Гульд, которому не нужен был зритель. Он любил играть в одиночестве, делал великолепные записи, применял различную аппаратуру, сам себя анализировал, критиковал. А я без слушателя не могу.

Ее личный первый слушатель – муж Олег. Он же и критик, причем самый жесткий, но и самый благожелательный. Они вместе уже много лет. В Новосибирске учились в одной школе. Вырастили замечательных детей – сына и дочь. У сына свой бизнес в Ставрополе, а дочь с зятем живут в Израиле, в Хайфе. Она начальник офиса в телефонной компании, он – программист.

Говорят, что талантливые люди талантливы во всем. Доказательством тому – уютный дом Натальи Пушканцер. Дизайн интерьера – идея хозяйки, а во-площает муж. В свое время сами даже мебель для детской комнаты делали. Еще она любит вышивать художественной гладью, главным образом пейзажи. Любит шить, вязать, готовить, печь пироги. И вообще, не считает кухню чем-то навязчивым. Наверное, такой и должна быть настоящая женщина. Всегда. Даже в XXI веке.

– Хочу успеть сделать очень много дел. Моя учительница музыки профессор Елена Романовна Близнюк, когда я еще училась в пятом классе музыкальной школы, сказала: «Наташенька, запомни, женщина должна все уметь делать быстро. Пусть даже сначала некачественно. Но быстро. Качество придет со временем».

– Говорят, вы с мужем никогда не ссоритесь? Поделитесь секретом семейного счастья…

– Никакого секрета. Нужно понимать друг друга и уметь прощать. Мы ведь с Олегом очень разные, но о многом думаем одинаково. Иногда нам не нужно ничего произносить вслух, достаточно только посмотреть друг на друга. Одну и ту же ситуацию мы одновременно характеризуем одними и теми же словами. Смеемся и говорим: давай лучше помолчим, мы и так все поняли.

У них дома много цветов. А ведь известно, что и растения неравнодушны к воздействию музыки: травы, деревья, даже овощи лучше растут под влиянием звуков классической музыки.

– Вы, наверное, думаете, что я просто так играю? – Наталья лукаво улыбается. – Это я музыкой поливаю цветы…

В последние годы она увлеклась выращиванием миниатюрных деревьев. Из Израиля привезла маленький гранат, который сама сорвала на клумбе. Он был не больше шарика от пинг-понга, но с крупными сладкими, сочными зернышками. Сейчас у Натальи дома целая гранатовая рощица.

Меломаны часто задаются вопросом: почему в Ставрополе днем с огнем не сыскать в продаже записи таких исполнителей, как Наталья Пушканцер. Есть немало желающих иметь их компакт-диски в своей домашней коллекции. Несколько лет назад, к 10-летию камерного муниципального оркестра «Кантабиле», были выпущены музыкальные диски концертов Баха и Моцарта в исполнении Н. Пушканцер. Их активно покупали, потом звонили пианистке, благодарили. Но выпустить их самостоятельно практически невозможно.

– У нас держатели звукозаписывающих студий требуют деньги с музыканта, которого хотят записать, вместо того чтобы за-платить самим!

На вопрос о творческих планах на будущее Наталья ответила с нотками грусти:

– В Ставрополе перспектив для себя в исполнительском плане не вижу. Возможно, получится что-то с музыкальным дет-ским театром, с которым сейчас работаю. Предполагаются и гастрольные поездки, участие в международных фестивалях. Думаю, будут новые программы, новые встречи. Надеюсь еще не раз побывать и в Болгарии. Впереди много работы…