Литература – не прихоть
Казалось бы, столь положительная информация не может вызвать каких-либо разночтений, а вот мы с Александром Фокиным, преподавателем кафедры новейшей отечественной литературы факультета филологии и журналистики СГУ, довольно энергично подискутировали. Что, впрочем, закономерно: литература - вещь не бесспорная. Например, мой собеседник заявляет: «А я против того, чтобы в Ставрополе пропагандировали Николая Рубцова».
- Как же это понять? - изумляюсь, - крупный поэт России, так тонко выразивший русское национальное чувство и...
- Согласен, понимаю. Только пока ставропольская литература не станет широким достоянием нашего читателя, мы должны все силы тратить не на юбилейные торжества пусть даже и больших писателей, а на воскрешение из небытия собственных.
Помолчав, он добавляет:
- У меня почти написана диссертация по прекрасной поэзии Юрия Кузнецова, только я отложил ее в сторону. Очень хочу защититься по ставропольской литературе...
Трудно сказать, чего здесь больше - желания заострить внимание на проблеме или собственного ее понимания? Вероятно, имеет место и то, и другое, но главная мысль преподавателя, конечно же, верна. Россия, в том числе и Ставрополье, теряет своих читателей, а значит и свою способность создавать литературу. Сколько раз книга не прочитана, столько раз она не существует. Крошечные тиражи, не доходящие до книжного прилавка, - это лишь иллюзия литературного процесса. А ведь в нем должен быть еще и третий фигурант - критик: аналитик, интерпретатор, переводчик с «писательского» языка на «читательский». Критиков тоже, по сути дела, теперь нет... Создается впечатление, что Александр Фокин знает, какие предпринять попытки, чтобы восстановить союз писателя, критика и читателя. Он словно бы прокручивает киноленту под названием «ставропольская литература» не с начала, а с конца. В кадре - Дом писателей. Приходят читатели. Критики. И как необходимое следствие - явление ставропольского писателя народу. Да, упрощенная схема, но есть и рациональное зерно. По сути дела, это тот случай, когда планы, расчеты, мечты, наконец, имеют реальную возможность осуществиться. Факультет филологии и журналистики - почти идеальное место, в котором потенциальный читатель всегда в наличии и ежедневно появляется по расписанию. Если грамотно осмыслить этот факт, то «производство» культурного читателя - не такая уж заоблачная идея. Тем более что изучение региональной литературы введено в школьную программу, а значит, и школьники, и учителя, и студенты филфака должны эту литературу читать и знать. На самом же деле почти не читают и не знают...
Идея учебно-научного центра возникла едва ли не спонтанно. В прошлом году на Сургучевских чтениях Александр Фокин, кстати, один из инициаторов этого масштабного мероприятия, делал доклад, посвященный теме писательского Дома как образа русской культуры. Нет, скажем, у нас собрания сочинений Сургучева, нет Дома-музея писателя и словно бы нет самого писателя. Память - вещественное доказательство бессмертия. Александр Фокин сумел убедительно обосновать идею Дома, и вот теперь по инициативе ректора университета Владимира Шаповалова идея внедряется в жизнь.
Под будущий музей ставропольской литературы отведена просторная аудитория. Пока здесь что-то сверлят, пилят, подгоняют. Стопки изданий ставропольских авторов сложены вдоль стен.
Взгляд мой остановился на сборнике стихов Татьяны Корниенко.
- А ведь собирать фонд нашего музея, - сказал Александр Алексеевич, - оказалось делом нелегким. Одни писатели говорят, что у них остался последний экземпляр книги, другие - пообещали что-нибудь принести, но не появляются, третьи спрашивают: а вы …напечатаете меня?
Действительно, собрать литературу, накопившуюся за столетие, не под силу даже очень энергичному человеку. Необходима помощь самих писателей, их родственников, разных других людей и организаций. Необходимы творческая воля и просто нормальное человеческое желание помочь.
Музей ставропольской литературы и краеведения будет действовать в двух ипостасях - реальной и виртуальной. Главная его задача - вернуть молодого человека к чтению, познакомить со ставропольской прозой и поэзией. Без знания региональной культуры, ее символов и мифов, истории и своеобычая понятие малой родины не наполнится глубинным содержанием. Ведь литература в России - не прихоть. Она восполняет то, чего не хватает порой в жизни - добра, правды, справедливости, красоты... Шагнув в литературу, эти понятия по каким-то таинственным законам возвращаются в жизнь как новая живая сила. И ничто не может заменить воздействие художественного слова, но речь идет, конечно же, не о коммерческой литературе.
Музей будет оснащен специальным оборудованием. Перед встречей с писателем студенты, постояв у электронного «киоска», познакомятся с его послед-ними работами - стихами, прозой, после чего будет уже совершенно другой – глубокий, предметный - разговор. Школы остро нуждаются в текстах ставропольских авторов, в библиографических и литературоведческих сведениях. Все это сможет предоставить новый образовательный центр, тем более что «Региональный компонент» введен в экзамен по литературе. «Учителя уже сегодня, - поясняет А. Фокин, - жадно хватают все, что связано с тем же Ильей Сургучевым. В электронном виде у нас его произведения есть... В планах - создание электронной базы ставропольской литературы. В учебных целях не запрещено составлять хрестоматии, что очень поможет пропаганде ставрополь-ской литературы...»
В прошлом году при содействии центра в Ставропольской городской школе № 4 был открыт небольшой музей И. Сургучева. Именно в этом здании располагалось духовное училище, в котором он учился. Тесная связь поддерживается и с другими школами: № 25, 27, 14, с 30-й, кадетской, школой, где проводятся Кирилло-Мефодиевские и Ермоловские чтения. Осваиваются новые формы работы со старшеклассниками с помощью компьютерной техники, при поддержке министерства образования края проводится специальная учеба...
Пока у этого разговора могут быть лишь предварительные итоги. Обнадеживает, что с каждым днем все больше народ включается в созидательную деятельность. Помогает и Ставропольский краеведческий музей-заповедник – его директор Н. Охонько предоставил молодому музею свои фонды. Откликнулись и краевая библиотека имени Лермонтова, и научная библиотека СГУ. Заинтересовались и оказывают помощь две наши писательские организации, краевой Литературный центр. Кто-то, прослышав, звонит из других городов Ставрополья. Соскучились люди по общему благородному делу.