00:00, 6 октября 2007 года

Безопасность в законе

- Каких предложений в этом плане можно ожидать от комитета в ближайшее время?

- Сейчас мы как раз заканчиваем работу над проектом закона «Об участии граждан в обеспечении охраны общественного порядка». Документ, разработанный инициативной группой депутатов городской Думы Ставрополя, лежал в ГДСК без движения с 2003 года. Коллеги прошлого созыва попросту не знали, как к нему подступиться. Ситуацию осложняло отсутствие аналогичного закона на федеральном уровне. Кроме того, по ряду положений законопроект вступал в противоречие с некоторыми действующими нормативными документами и соответственно требовал серьезного пересмотра. Нам удалось эти вопросы снять. Планируем внести законопроект на рассмотрение краевой Думы уже в октябре. В основу положена идея создания народных добровольных дружин, аналогичных тем, что существовали в советское время. При этом усиливается социальная компонента: гражданам, принимающим участие в обеспечении общественного порядка, будет гарантирована защита государства. Если во время несения дежурства, скажем, волонтеры каким-то образом пострадают от нарушителей общественного спокойствия, то смогут рассчитывать на определенную компенсацию и заботу со стороны властей. Предполагается как индивидуальное, так и коллективное участие граждан в обеспечении общественного порядка, создание казачьих и студенческих добровольных дружин. Добровольцы могут также нести службу как отдельно, так и совместно с сотрудниками правоохранительных органов. Естественно, что серьезному риску граждане подвергаться не будут. Задержание особо опасных или вооруженных преступников, а также всевозможные спецоперации будут по-прежнему проводить обученные силовые подразделения.

- Предусматривается ли оплата труда народных дружинников?

- Пока привлечение граждан к дежурствам может осуществляться лишь на безвозмездной основе. Иной подход вступает в противоречие с федеральным законодательством. И сейчас мы обдумываем, каким образом можно было бы поощрять добровольцев. В СССР, например, дружинники могли рассчитывать на дополнительные дни к отпускам, на премии за хорошую работу или знаки отличия. Впрочем, и в таком виде проект документа можно считать достижением. Казачество, к примеру, давно добивалось законодательного закрепления статуса народного дружинника.

- У любого, даже самого благого начинания обязательно находятся критики. Есть ли противники у этого законопроекта?

- Насколько мне известно, нет. По крайней мере, ни одного подобного высказывания мне слышать не приходилось. Единственный нюанс: многие ратуют за возмездную основу привлечения граждан к обеспечению правопорядка. Я в их числе. А среди самых активных сторонников нововведения, что понятно, - представители правоохранительных органов. Во многих, особенно отдаленных территориях, штатные должности участковых милиционеров, которые должны работать с местным населением, остаются вакантными. Добровольцы помогут частично заполнить эту нишу. В процессе подготовки законопроекта ряд общественных организаций выступал с инициативой, чтобы народные дружины создавались при них. Но депутаты думского комитета категорически против. Нельзя допустить превращения народных дружин в боевые отряды. Да и законом это запрещено.

- Чем еще занимается комитет по безопасности?

- Мы впервые организовали и провели круглый стол с участием представителей всех ветеранских организаций края. По итогам работы принят ряд решений. В том числе о создании совета старейшин при председателе ГДСК. Это будет общественный орган совещательного характера, куда войдут авторитетные жители края. Ведь сегодня в крае реализуется достаточно много реформ, которые требуют учета мнения людей. Проект положения о совете старейшин уже готов. Будем выносить на рассмотрение Думы.

Комитет также активизировал работу с общественными организациями. Налажено взаимодействие со всеми национальными диаспорами. Беспокоит, однако, некоторая разрозненность славянских организаций. Их много. И ни одна не имеет четкой организационной и идеологической платформы. Однако активисты этих организаций и сами это осознают и охотно идут на контакт. Серьезное внимание мы уделяем сегодня казачеству. Эту работу возглавляет атаман Терского казачьего войска Василий Бондарев.

- Вы также входите в состав комитета по физической культуре, спорту и делам молодежи. И как человек военный наверняка не раз задавались вопросом патриотического воспитания подрастающего поколения.

- Долгое время молодежь, по сути, была предоставлена сама себе. И только в последнее время ситуация начала меняться. Возрождаются проверенные временем формы работы с молодежью. Например, создаются организации, устроенные по принципу пионерских. Главное, чтобы на молодежь влияли здоровые политические силы. Очень важно привлекать молодежь к участию в патриотическом движении, военно-исторических кружках, кружках по интересам. Другое важнейшее направление - это спорт. Здесь тоже есть над чем работать. К сожалению, оттого, что в крае появилось целое «спортивное» министерство, достижений на этом направлении по-прежнему нет. Когда я командовал Кавказским особым пограничным округом, то автоматически являлся председателем баскетбольного клуба «Ставрополь-Пограничник». Это была не просто команда, а именно клуб со своей школой. Профессиональные спортсмены воспитывали себе смену. Сегодня команда, игравшая в свое время в суперлиге, находится на грани выживания, из-за отсутствия финансирования скатывается все ниже и ниже. Это не единственный пример плохой работы министерства. Увы!

В настоящее время наш комитет готовит закон о поощрении спортсменов и их тренеров за выдающиеся достижения в спорте. Причем не только в олимпийских видах, но и по результатам выступлений на соревнованиях мирового и европейского уровней. Спорт, как неоднократно подчеркивает президент РФ, необходимо не только популяризировать, но и серьезно поддерживать. Чем больше будет спортивных организаций и баз, тем больше молодых людей будут заняты полезным делом.

- Почему бы депутатам, к примеру, в лице председателя Госдумы края не учредить кубок или турнир по одному из видов спорта?

- Мы думаем над этим. Тем более что опыт такой имеется. Например, накануне Дня пограничника традиционно из года в год проводились соревнования на кубок командующего пограничным округом по легкой атлетике. В соревнованиях принимали участие не только военнослужащие, но и молодежь, школьники и студенты. Но не все сразу.

- Вот уже несколько лет, как командование пограничного округа перевели из Ставрополя в Ростов. Была масса споров по этому поводу. Как вы расцениваете сегодня этот переезд? И изменилась ли ваша позиция после того, как вы стали депутатом законодательного собрания края?

- Я был против, и мнение мое не изменилось. Пограничники должны охранять границу, а не столицу федерального округа. При возникновении малейшей нештатной ситуации необходимо быть на месте ЧП. Из Ставрополя на машине или вертолете до границы - рукой подать. А вот из Ростова... На обустройство в Ставрополе были затрачены огромные средства. Многие офицеры получили квартиры. Теперь им приходится начинать все с нуля. Но решение уже принято...

- Но должны же быть хоть какие-то резоны для переезда командования пограничников Юга России в глубь страны?

- Единственное, что отчасти реабилитирует подобную инициативу с точки зрения здравого смысла, это близость силовых ведомств и властных структур ЮФО, в том числе аппарата полномочного представителя президента. Но при этом нельзя забывать, что речь идет о Северном Кавказе, который нельзя сравнивать с другими территориями. У нас, к сожалению, бывает «горячо». Это надо учитывать. А присутствие такого серьезного воинского контингента на территории Ставрополья было дополнительным и немаловажным элементом обеспечения безопасности населения края.

Егор СИТОВ