00:00, 29 сентября 2007 года

Есть краше, но нет дороже

- По-вашему, 230 лет – это много или мало?

- Жизнь измеряется не только годами. Гораздо важнее, что успело произойти за этот период. А Ставрополь с 1777 года прошел насыщенный событиями путь, превратился из «крепости в степи» в прекрасный южный город, из заурядного губернского местечка в центр культурной и деловой жизни Северного Кавказа. Сегодня это город-орденоносец, с развитой экономикой и инфраструктурой, являющийся не просто административным, политическим центром, но и мотором, двигателем общественной и духовной жизни в регионе. А годы… Это просто этапы развития. Важно только, чтобы каждая очередная ступень обеспечивала надежный тыл для дальнейшего движения вперед.

- Круглые даты непременно склоняют к эпическим размышлениям. Что если вернуться на два с лишним века в прошлое, к самому рождению нынешнего юбиляра…

- Изначальная миссия Ставрополя - южный форпост Российской империи. В те годы Кавказ был зоной территориальных притязаний Османской империи, Персии и России. Национальные интересы нашей страны отстаивались здесь с оружием в руках. Фактически же официальным благословением к закладке города-крепости можно считать международный договор между Россией и Турцией 1774 года об установлении границы Россий-ской империи от Азова до Моздока. Таким образом, в ореол сегодняшней юбилейной даты попадает не только Ставрополь, но и все девять крепостей Азово-Моздокской укрепительной линии, восемь из которых (за исключением станицы Екатерино-градской в Кабардино-Балкарии) расположены на Ставрополье. Я очень надеюсь, что достойным образом отметят юбилей не только в Ставрополе, но и в городах Новопавловске и Георгиевске, а также сёлах, которые входили когда-то в оборонительный рубеж. Хочу напомнить, что в этом году День Ставрополь-ского края, который мы по традиции праздновали в мае, был посвящен как раз дуплету юбилеев: 230-летию Азово-Моздокской линии и 160-летию Ставропольской губернии. Мы всегда помним, что наш город и край были рождены призывом охранять границу России, быть оплотом российской политики в регионе. Эти задачи и сегодня не теряют своей актуальности.

- День края, кстати, в сравнении с Днем города совсем юный праздник.

- Откровенно говоря, я очень рад, что именно мне довелось заложить и укрепить традицию празднования Дня края. Начиная с 1999 года он отмечается ежегодно и уже полюбился ставропольчанам. А зачинателем празднования Дня города

можно считать известного краеведа и общественного деятеля Г. Н. Прозрителева, по предложению которого в начале прошлого века по осени, в День Казанской иконы Божьей Матери, стали проводиться молебны у каменного креста, который восстановлен теперь на Крепостной горе. Образ креста в ономастике города вообще играет большую роль. И не случайно мы сейчас прилагаем большие усилия к восстановлению Казанского собора с его высокими куполами - символом веры, духовности и миролюбия. Город должен оправдывать и свое предназначение, и свое название – нести свет, добро и стабильность всем жителям Предкавказья.

- Любой исторический город рано или поздно встает перед дилеммой: консервация или модернизация, сохранять стиль и дух старины или же шагать в ногу со временем. Что для Вас предпочтительнее?

- Прежде всего стоит уточнить, что Ставрополь имеет официальный статус «исторического города». Комитет Совета Министров РСФСР по делам строительства и коллегия Министерства культуры РСФСР своим постановлением 31 июля 1970 года утвердили список из 115 исторических населенных пунктов, в число которых вошел и наш город. Его наследие является общенациональным достоянием и требует особого внимания, бережного подхода. Мы несем за это ответственность перед предшествующими и будущими поколениями. И, конечно, больно и тягостно смотреть, когда об этом забывают. К сожалению, печальными «хрестоматийными» примерами исторического беспамятства войдут в историю Ставрополя недавние бездумные застройки на Крепостной горе, у мемориала «Холодный родник», посягательство на заповедную территорию Бибертовой дачи и Успенское кладбище, а также снос памятника мужественным героям-доваторцам, которые шагнули с улиц нашего города в бессмертие. Уже сегодня мы имеем не только вердикты соответствующих надзорных органов, но и протестное движение ставропольцев, возмущение краеведов и историков, недоумение простых горожан, которым нужны не только магазины и развлекательные заведения, но еще и культурный облик, историко-архитектурное наследие любимого города. Я совсем не ратую за то, чтобы отказаться от новой застройки. Но я против попрания исторического багажа.

- В общем, строить можно, но осторожно?..

- Конечно, консервация и «жизнь в закрытой банке» никому не нужна, да и не интересна. Сейчас Ставрополь, например, вышел в лидеры среди городов края по объемам строительства, особенно в жилищной сфере. Мы это приветствуем. Из общей площади введенного за первое полугодие в крае жилья почти половина приходится на краевой центр: здесь сдано 216,5 тыс. кв. метров, что на четверть больше, чем за январь-июнь 2006 года. С другой стороны, быть первым по вводу жилья в своем субъекте – норма для региональных административных центров. И нас гораздо больше удивляло, когда Ставрополь в этом вопросе отставал. Жилые высотки и новоселы – это очень хорошо. Но что меня лично огорчает в тенденциях роста города? В основном процветает коммерческая архитектура, которую можно легко продать. А вот школы, библиотеки, различные общественные здания, парковые комплексы – то есть то, что должно строиться за счет бюджета города и не может принести единовременной прибыли, – к сожалению, просто выпали. Да и нет до сих пор самого главного - генерального плана развития города, утвержденных правил землепользования и застройки, практики публичных слушаний по размещению объектов недвижимости. Конечно, речь идет об объемных и дорогостоящих документах, но почему бы нам не перенять, например, опыт Волгограда, где до появления генерального плана были разработаны и утверждены проекты красных линий для всего города. И там вы не найдете таких улиц, как наши 50 лет ВЛКСМ, Доваторцев, Кулакова, где строительство ведется чуть ли не на проезжей части. Хорошо, что время строительной вольницы законодательно ограничили и до 1 января 2010 года пакет градостроительной документации должен появиться у всех городов страны.

- Старожилы помнят утопающий в зелени, цветущий Ставрополь, который слыл одним из самых зеленых южных городов.

- Ко мне идут письма и обращения возмущенных горожан. Десятки новостроек Ставрополя сегодня можно назвать «братскими могилами» деревьев. Я опять-таки не против строительства. Но во всем должны присутствовать здравый смысл и целесообразность. Меня радует, что в борьбу за здоровый зеленый город активно включилась общественность. Больше внимания этой проблеме стали уделять и надзорные органы. В первом полугодии удовлетворены три прокурорских протеста на постановления главы Ставрополя, принятые в нарушение лесного законодательства. Правительство края неоднократно обращалось к администрации города с предложением разработать и принять нормативные акты о придании лесам, расположенным в городской черте, статуса лесопарков в соответствии с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации. Мы также настаиваем на появлении в городе генеральной схемы санитарной очистки населенных мест и единых комплексов мусороочистки. Все эти вопросы были еще раз обозначены в ходе плановой проверки деятельности органов местного самоуправления города Ставрополя и обстоятельного анализа ее итогов на заседании краевого правительства 1 августа. Разговор тогда получился нелицеприятный, и я не хотел бы к нему возвращаться в преддверии праздника.

- Кстати, то августовское заседание правительства многие расценили как следствие сложившейся не вполне дружеской системы отношений между городом и краем и даже – как результат обиды губернатора на исключение из списка почетных граждан Ставрополя.

- Признаться, я уже устал повторять, что проверки органов местного самоуправления Ставрополя, как и других муниципальных образований, являются плановыми и соответствуют общему регламенту работы краевой исполнительной власти. Наши действия – скорее ответ на вопросы горожан, чем реакция на какие-то недружественные действия городских начальников. Хотя саму «недружественность» отношений между правительством края и нынешним руководством Ставрополя я оспаривать не буду. Но мы не у брачного алтаря, чтобы обязаться любить друг друга. Тем более сложно мне изменять свои представления об управленческой эффективности и человеческой порядочности. Что касается обид по поводу лишения меня звания почетного гражданина города Ставрополя, то эта версия вообще несостоятельна. Я никого никогда не просил присуждать мне какие-либо звания и сегодня убежден, что весь разыгранный вокруг этого спектакль был спланирован заранее. Накануне сноса моего барельефа с Аллеи почетных граждан Д. С. Кузьмин рассказал в телеэфире, что мне, якобы, дали это звание в 2003 году под обещания, что я позволю краевому центру оставлять больше денег в собственном бюджете города. А поскольку Ставрополь не получил никаких особых преференций, я и не оправдал кузьминских надежд.

Но я и не мог дать таких обещаний, чистота и прозрачность межбюджетных отношений были и остаются основой бюджетной политики правительства края. Кстати, никогда прежде присуждаемые звания не оспаривались. Я изучал историю этого вопроса и обнаружил удивительные вещи: в XIX веке кандидатуры почетных граждан Ставрополя утверждались самим императором по представлению городских властей. И никто потом даже при советской власти не пересматривал император-ские решения.

- Мало известен, но тоже любопытен и другой исторический факт. В 1924-1928 годах председателем губернского исполкома был Иван Никифорович Пивоваров, который одновременно являлся и первым лицом города Ставрополя.

- Понимаю намек. Я неоднократно высказывался в пользу назначения мэров столичных городов, глав административных центров субъектов Федерации, это упрочило бы вертикаль исполнительской власти в стране. Однако совмещение постов главы края и мэра региональной столицы вряд ли возможно и, по-моему, нецелесообразно. Это слишком большой объем функций и полномочий, а также ответственности, который не потянуть одному человеку.

Я бы в преддверии Дня города вспомнил и таких градоначальников, как Михаил Горбачев, Всеволод Мураховский, Владимир Маркарьянц, Василий Бондарев, с которыми Ставрополю, прямо скажем, повезло. Они немало сделали для горожан и оставили добрый след в истории края.

- И все-таки, несмотря на контраргументы, легко догадаться, что сам город от близости к краевой власти получает больше внимания.

- Краевое руководство никогда не обделяло Ставрополь вниманием. Но, повторю, – не в ущерб другим территориям края.

Только за последние пять лет на развитие объектов социально-инженерной инфраструктуры краевой столицы направлено свыше 1,6 миллиарда рублей из федерального бюджета и 1,8 миллиарда из бюджета края. За счет помощи вышестоящих уровней бюджета в Ставрополе велись работы по реконструкции и строительству примерно ста социально значимых объектов. Мы помогали строить новую систему водозаборов и водоподачи. Сейчас возводим пристройку к зданию краевой клинической больницы и расширяем краевую научную библиотеку. Строится роддом по улице Лермонтова и уже введен в эксплуатацию после масштабной реконструкции акушерский корпус 4-й городской больницы. На поддержку коммунального хозяйства города с 2003 года направлено более 300 миллионов бюджетных рублей, на дорожную сферу – 335 миллионов. Мы сделали замечательные подъездные дороги к Ставрополю, помогали краевым рублем реконструировать перекресток улиц Доваторцев – Шпаковская и обходной трассой соединить Юго-Западный и Северо-Западный микрорайоны города. Для стабилизации ситуации на городском пассажирском транспорте в последние годы муниципальному троллейбусному парку было передано 12 троллейбусов, а МУП «Автоколонна № 2» – 10 пассажирских автобусов «Волжанин». Конечно, много денег никогда не бывает, и в любом муниципалитете всегда найдется куда деть лишнюю копейку, была бы такая. И все же я убежден, что внешнее и внутреннее благополучие города – это прежде всего результат работы его административных органов, градоначальников. А в вечном вопросе, что давать для помощи: рыбу или удочку, я сторонник последнего. Надо самим «ловить», а не ждать готового улова. А к 230-летию Ставрополя город, поверьте, получит от края не один подарок.

- Конечно, ставропольцы хотят, чтобы подарков городу было больше, чтобы хорошее настроение и благополучие присутствовали в Ставрополе всегда. Не только по праздникам.

- Я от души желаю, чтобы в действительности так и было. Чтобы добро и справедливость, взятые в девиз нынешнего Дня города, присутствовали не только на транспарантах, но и в жизни всех ставропольцев, в каждом доме и каждой семье. Чтобы нашими общими усилиями Ставрополь становился краше, благоустроеннее и гостеприимнее.

Абсолютно убежден, что нынешняя юбилейная дата дорога всем жителям края и никого не оставит равнодушным. Мы достойно и весело отметим День города, воздадим дань памяти светлым и героическим страницам его истории, его лучшим людям. Правда, в связи с этим неплохо бы вспомнить Владимира Маяковского с его мудрым советом «не юбилейте» и Станислава Ежи Леца, который предполагал, что «стены Иерихона пали просто потому, что в городе слишком сильно дули в фанфары». Так что самокритичность полезна.

А в заключение я хотел бы напомнить, что в свое время на инаугурацию нынешнего мэра Д. Кузьмина и тогдашнего вице-мэра А. Уткина я подарил им отбойный молоток для расчистки всех тех завалов, которые накопились в городе за последние годы. Очень хочу, чтобы это орудие не залеживалось – это мое главное пожелание городским властям в канун праздника.

Елена МИХИНА