Теряем инвесторов
- Цель проекта – создание современного курорта, развитие широкого спектра развлекательных услуг для отдыхающих и смежных видов туризма, достижение большей гибкости оздоровительных программ, улучшение всех видов сервиса. ОЭЗ планируется разместить на площадках общей площадью 1,5 тыс. га в узловых участках курорта. С реализацией проекта должно появиться дополнительно 40 тысяч рабочих мест, вместимость курорта увеличится на 2,8 млн. человек. Срок функционирования ОЭЗ – 20 лет. На 3 млрд. бюджетных средств объем внебюджетных инвестиций до 2016 года должен составить 49 млрд. рублей. Для края открываются замечательные перспективы – стать курортом мирового уровня. Пока что такой оценки достойны по большому счету только находящиеся на территории КМВ природные лечебные факторы.
- Постановление правительства о создании ОЭЗ на КМВ принято 3 февраля. Что за это время сделано?
- Относительная ясность есть лишь по законодательной базе. На последнем перед летними каникулами заседании депутаты краевой Думы приняли изменения в ряд законов, в соответствии с которыми устанавливаются льготы для тех, кто будет участвовать в реализации проекта. В частности, предусматривается освобождение резидентов от налога на имущество сроком на пять лет, от налога на прибыль в части его краевой доли (4%) - на время действия ОЭЗ. Это хорошие условия, если учесть, что окупаемость санаторного комплекса, по самым строгим расчетам, составляет 7-10 лет. Можно было бы радоваться, но... Губернатором до сих пор эти законы не подписаны. Несмотря на то, что он же эти законопроекты и внес на рассмотрение Думы. Да и организационные мероприятия, без которых не может стартовать проект, продвигаются с черепашьей скоростью...
- Чем это грозит?
- Недавно выяснилось, что многие проектные решения требуют серьезной корректировки. Первоначально для освоения предлагалось 14 площадок. Но федеральное Агентство по управлению ОЭЗ многие из них выбраковало: слишком малы по площади. В итоге осталось семь. Однако, по имеющейся у нас информации, только по двум участкам осуществлена полная правовая привязка – это будущие зона VIP-отдыха в Ессентуках и горно-лыжный комплекс в Лермонтове. По остальным нет полной ясности во взаимоотношениях с владельцами или арендаторами земли. Поэтому в настоящее время агентство ищет замену выпавшим из обоймы площадкам. Но это непросто, потому что до сих пор на КМВ не сформировано региональное представительство агентства. Проблемы накапливаются по принципу снежного кома, катящегося с горы. Состав рабочей группы по созданию зоны, которую возглавил А. Воропаев, исполняющий на тот момент обязанности первого заместителя председателя правительства, был сформирован еще в феврале. Однако дальше заключения соглашения между правительствами России, края и муниципалитетами КМВ, причастными к проекту, дела практически не продвинулись. Анализ показывает, что рабочая группа так и не стала эффективным координирующим органом, обеспечивающим выработку и принятие необходимых управленческих решений. Например, долгое время в ней числились еще весной отправленные в отставку четыре министра. И только после уведомления о проведении ГДСК заседания по вопросу ОЭЗ губернатор внес наконец коррективы в персональный состав ответственных чиновников. Это случилось только в конце июня. До сих пор не разработан и не утвержден план мероприятий, в котором были бы обозначены сроки, этапы и ответственные за разработку плана обустройства ОЭЗ, всех задействованных под нее территорий. Все это должно быть готово к 15 декабря.
- Похоже, с каждым днем сроки становятся все менее реальными?
- Да, к сожалению, это именно так. Депутаты изучили проблему и наметили примерный план действий, чтобы все же воспользоваться уникальными возможностями, которые открываются перед Ставропольем. По нашему мнению, необходимо срочно создать территориальное представительство федерального Агентства по управлению ОЭЗ. Хозяйственная деятельность в зоне будет осуществляться еще одной его «дочкой» – ОАО «Особые экономические зоны». Очевидно, что при такой схеме управления органы государственной власти Ставрополья будут иметь весьма ограниченное влияние на продвижение проекта. Поэтому целесообразно использовать опыт Липецкой области, выкупившей 49 процентов акций действующего на его территории подобного ОАО, тем самым создавшей крепкую правовую и экономическую основу для усиления роли и влияния органов региональной власти. Необходимо также параллельно с реализацией ОЭЗ разработать долговременную краевую целевую программу развития на Водах наряду с санаторно-курортным и туристского комплекса. Это усилит экономический эффект, ускорит подготовку базовой инфраструктуры. Подобная программа с мощной финансовой составляющей успешно действует в Краснодарском крае. Ставрополье же последние три года на развитие туризма выделяет ежегодно не более 5 млн. рублей. Да и эти достаточно скромные ассигнования используются, увы, неэффективно. В первом полугодии на мониторинг стратегии социально-экономического развития эколого-курортного региона КМВ за-планировано почти 1,7 млн. рублей, а освоено всего 120 тысяч. На рекламу из 1,9 млн. рублей реально израсходовано только 603 тысячи рублей. Неосвоенным остался и один миллион рублей, предназначенный для формирования положительного имиджа и благоприятного инвестиционного климата на КМВ. Серьезные просчеты планирования и контроля за выполнением намеченного ведут в тупик. Например, в рамках реализации проекта ОЭЗ в федеральном бюджете этого года заложены средства на развитие инфраструктуры нашего курортного региона, но с ними, скорей всего, придется попрощаться. Не подготовлена необходимая проектно-сметная документация.
- Похоже, с каждым днем сроки становятся все менее реальными?
- Сказывается, что ни говори, напряженная политическая ситуация в крае. Две ветви власти никак не могут найти общего языка. Исполнительная власть, вместо того чтобы работать, занята политическими доказательствами своей правоты. Не до экономики. Из-за паралича в высшем эшелоне власти край теряет инвесторов. Это очень тревожная тенденция.
- Край наш не обижен природными ресурсами, а дивиденды от этого невелики. Я знаю, что проблема обсуждалась не так давно и на уровне представительства президента в ЮФО. Но...
- Могу проиллюстрировать. В год из ставропольских недр извлекается миллион тонн нефти. В доход края при этом поступает около 100 млн. рублей налоговых поступлений, а в федеральный бюджет – 3,5 млрд. рублей. Согласно действующему законодательству, в краевой казне остается 4,5% от налога на добычу полезных ископаемых, что, конечно, несправедливо мало. Надо учитывать, что Ставрополье – один из старейших нефтегазовых регионов, где накопилось большое количество экологических проблем, на решение которых нужны гораздо большие деньги. Наш комитет готов выступить с законодательной инициативой об увеличении налоговой квоты за добычу нефти до 15% на территориях, имеющих, как и Ставрополье, небольшие объемы добычи, не более 3 млн. тонн, как, собственно, и было до принятия пресловутого федерального закона № 122. Целесообразнее всего, представляется нам, действовать через Южно-российскую парламентскую ассоциацию, объединяющую 13 субъектов ЮФО. Ведь аналогичные проблемы волнуют не только Ставрополье, но и Краснодарский край, Дагестан, Калмыкию и другие республики ЮФО.
- Нельзя у природы только брать. В конце концов такое потребительство может стать причиной разного рода катаклизмов.
- Это аксиома. Вернемся на КМВ. В консервации здесь нуждаются 30 глубоких самоизливающихся скважин, влияющих на количество и качество минеральных вод региона. Деньги на это, безусловно, нашлись бы, если бы у края не отобрали большую часть платежей за природопользование, которые теперь в соответствии с изменившимся законодательством уходят прямиком в федеральную казну. При таком раскладе край может рассчитывать только на вспомоществование из центра посредством федеральных инвестиционных программ. Та же основа неразберихи в сфере сбора и утилизации отходов производства и потребления. 131-й закон о местном самоуправлении передал эти полномочия на уровень муниципальных районов и поселений, не подкрепив финансированием. Ситуация с каждым годом только ухудшается. В крае около 100 зарегистрированных полигонов. Все остальное – это стихийные свалки. И прирастают числом главным образом вторые. Потому что создание нового полигона – неподъемное для муниципалитета дело. Только для разработки проектно-сметной документации потребуется 2-3 млн. рублей. Ясно, что местной власти проблему не решить. Значит, финансирование должно быть централизованным и целевым. Следует добиться более жесткого контроля за сбором платежей за вредное воздействие на окружающую среду, из которых 80 процентов в равных долях остаются в бюджетах муниципальных образований и края. За ущерб природе сегодня платят только 30 процентов действующих предприятий. Если заставить платить остальных, можно сумму удвоить. Но и эта сумма не позволит решить всех проблем, возникших за многие годы потребительского отношения к природным ресурсам. В идеале все налоги, поступающие в бюджет от эксплуатации природных ресурсов, должны быть использованы на природоохранные меро-приятия.