Мотор, хлопушка, выстрел - я убит!..
Тем не менее, приехав этим летом в Ставрополь погостить, рассказывал он все больше о съемках. Фильмы, кастинги, агентства, кинорежиссеры, съемочные дни. Как пробиться, как понравиться.
- …Василий Николаевич, в какой мере сбылась ваша мечта о кино и телеэкране? Кстати, сериалы - это кино или телевидение?
- На второй ваш вопрос скажу сразу: сам не знаю. «Семнадцать мгновений весны» делали, как кино, а показывают по телевизору. Что касается мечты… Сниматься никто просто так в Москве не приглашает, если ты не знаком с режиссерами, продюсерами. Знающие люди говорили: «Будешь ползать на брюхе минимум год». И действительно, первый год был тяжелым. В театре работы много – надо было закрепиться. На знакомства, хождение по кастингам времени почти не оставалось. Тем не менее я стал выяснять, где находятся актерские агентства, узнавать, кто какие фильмы снимает. Конечно, малоизвестному человеку к режиссерам не пробиться, на то у них есть ассистенты по актерам. Первым делом разнес свои фотографии по агентствам, послал ассистентам. Со снимками помогли ставропольская фотохудожница Рита Воронова и, по старой памяти, Олег Хаимов, который давно уже москвич, делает сейчас в своей фотостудии портфолио для звезд. Через какое-то время пошли звонки с приглашениями на кастинг.
- А как человек чувствует себя во время этой процедуры?
- Если тебя приглашают персонально, то обычно на определенное время. Если приходишь «с улицы», попадаешь в мясорубку очереди из двухсот-трехсот человек. Ждешь просмотра часов шесть.
А вообще, чтобы понять, что требуется на пробах режиссеру, нужно набраться опыта. Кино – вещь типажная. Кроме двух-трех актеров на главные роли, которых утверждают сразу, есть роли второго плана, эпизоды, эпизоды второго плана… На них приглашают типажных артистов.
- И как скоро понадобился ваш типаж?
- Месяца через два после приезда я снялся в клипе группы «Тутси», сыграл их продюсера. Хотя, на самом деле, это, как известно, Иосиф Пригожин, и мы с ним не похожи совершенно. Но на кастинге я приглянулся. Предложили два съемочных дня за очень умеренную сумму. Снимали на Новом Арбате в каком-то огромном магазине. И тут я понял, в каком жестком режиме существуют представители поп-музыки. У девчонок из «Тутси» такое расписание, что спят по четыре часа в сутки, зависят от контракта и продюсера абсолютно, личной жизни никакой. Но сами по себе они оказались очень милые и доброжелательные…
Потом получил приглашение на пробы в фильме «Палач» (этот сериал в августе показали по каналу ТВ-3. – Л. П.). Это была моя первая кинороль, фактически – одна из центральных, хотя и небольшая. Снимался восемь дней. Потом сериал «Адвокат», роль прохожего, который подвергся нападению юных хулиганов. Два съемочных дня. После того как серию показали, знакомые спрашивали: «Как это тебя, такого здорового, избили два маленьких мальчика?..»
- Чем все это отличается от игры в театре?
- Игра на сцене эмоционально богаче. Но зато в кино к актеру исключительное отношение. Не дай Бог кто-то зашумел на съемочной площадке или не совсем тактично замечание артисту сделал. Это карается жестоко, все направлено на то, чтобы нам было комфортно.
- В каком-то репортаже прочитала: когда на одной из московских тусовок появились исполнители главных ролей в сериалах, по количеству драгоценностей на них все сразу поняли, сколько там платят… Можно спросить, сколько платят вам?
- Ну, конечно, совсем не столько, сколько звездам. Они получают гонорар за весь фильм сразу. Остальных же обычно спрашивают, сколько стоит их съемочный день.
- И как вы это определили?
- Вопрос этот для меня сложный. Я в столице недавно и был поначалу безумно рад, что за день мне платят 300 долларов. Хотя, поговорив с людьми опытными, понял, что это деньги не большие.
- Какой-нибудь момент съемок запомнился вам особо?
- В сериале «Адвокат» мой эпизод снимали январской ночью. Температура на улице минус 25. А меня по сценарию хулиганы сбивают с ног и валяют в снегу. Причем все по-настоящему. На мне, опять же по сценарию, легкое пальтишко, ботиночки, довольно тонкие перчатки. Сделали один дубль, другой, третий, пятый... Под конец режиссер попросил меня полежать в снегу. Говорит: «Мы на тебе камеру подержим подольше...» И вот я лежу, а команды «Стоп, мотор!» все нет. Когда ее дали, я встать не смог - волосы примерзли...
- Что в планах?
- В театре в новом сезоне - Достоевский, роль в «Бесах». А в кино - целых четыре проекта...
…В сентябре на Первом канале начался премьерный показ российского криминального сериала «След».
Савинов мелькнул в двух эпизодах, сыграл психиатра-злодея, который в первой серии (понедельник) строит козни сыщикам, а в четвертой (четверг), не успев сбежать от возмездия, гибнет в салоне самолета – картинно и, я бы сказала, театрально, с конвульсиями, предсмертным хрипом и т. д. – очевидно, чтобы торжество добра над злом было нагляднее.
Может быть, его мечта исполнить хорошую роль в хорошем фильме когда-нибудь и сбудется. А может быть, и нет. Включишь телевизор - там стрелялки, догонялки, слезливые мелодрамы или дурацкие комедии уже не заграничного, а отечественного производства.
Недавно знакомый ставропольский актер мечтательно сказал мне, что, будь моложе, снялся бы в сериале. «Тебе, что, известности не хватает?» – спросила я. «Денег», - вздохнул он в ответ…