Все висит. И деньги тоже
В целом плановые назначения по доходам обеспечены на 96,7%. Но при этом, как отметил председатель комитета Борис Оболенец, кассовое исполнение, то есть реальное расходование средств, составляет лишь 77,4%. В итоге на краевых счетах накопилось почти 1,9 млрд. рублей, которые не были использованы в срок. Это означает, что некоторые отрасли не получили финансовых ресурсов, на которые рассчитывали. Логично предположить, что и развитие их в результате замедлилось. Сумма неиспользованного остатка стабильно прирастала с начала года, что, по мнению депутатов, говорит о неумении или нежелании обеспечить оперативное расходование средств.
В роли пасынка оказалась экономика края. Особенно много было вопросов по подразделу, которым финансируются мероприятия, призванные обеспечить прирост инвестиций. Сложилась парадоксальная ситуация: расходы профинансированы на 97,9%, а кассовое исполнение составило всего 37,2%. Например, на проведение конкурса «Лучший работник отрасли» министерству промышленности, транспорта и связи выделено 3,3 млн. рублей, а израсходовано 0,5 тыс. рублей. Правительство объясняет низкий процент кассового исполнения аккумулированием средств на проведение конкурса в четвертом квартале. Разумно ли тогда включать их в план первого полугодия? Чрезмерно экономно распоряжались чиновники и средствами, предусмотренными на субсидирование предпринимателей, реализующих инвестиционные проекты с привлечением кредитов банков: недовыполнение составило 40%. И в этом, оказалось, виноваты процедуры по обеспечению госзаказов. «Все запущено на конкурсы», - прозвучало объяснение. Загвоздка и с формированием имиджа Ставропольского края. Чиновники объяснили так: деньги, мол, не тратились в связи с тем, что для создания агентства инвестиций и развития СК, в чьем ведении должен находиться данный вопрос, необходимо принятие краевого закона об инвестиционной деятельности. Запамятовав при этом, что данный закон после принятия краевой Думой застрял на «губернаторской» половине, несмотря на то, что внесен был по инициативе главы края. Ни копейки из запланированных средств не потрачено на разработку стратегии социально-экономического развития края, на реализацию мероприятий целевых программ по созданию автоматизированной системы учета объектов недвижимости и по развитию инновационной деятельности – расходы остановились на уровне 6,8 и 9,5% соответственно, чуть больше пошло на стимулирование внешнеэкономической деятельности - 15,1%. Оценка за такое исполнение бюджета в части поддержки экономики выставлена правительству неудовлетворительная.
Другой темой обсуждения стала законодательная инициатива ГДСК в федеральную Думу по внесению изменений в Бюджетный кодекс России. Депутаты предлагают меньше заниматься перегонкой денег из края в столицу и обратно, а для этого долю доходов федерального бюджета в доходах консолидированного бюджета РФ ограничить планкой 50%. Проблема стоит уже не один год. Число полномочий, переданных на уровень субъектов, растет, а доля доходов, которая остается на их исполнение, год от года сокращается. Недостающее регионы получают в виде безвозмездных перечислений из российской казны. Однако такая политика ограничивает экономическую самостоятельность регионов. Поэтому следует дать больше прав в построении ими собственных бюджетов, конечно, не нарушая принципа федерализма и сохранив за центром доминирующее положение в решении узловых вопросов деятельности государства. Предложение, конечно, смелое. Но экономически оправданное.