Любовь и кино робин Гуда
– Сергей, в последние годы фильмы, в которых вы снимаетесь, в основном посвящены военной тематике и спецподразделениям. А сами служили в армии?
– В свое время я стал курсантом Ленинградского высшего военного командного училища имени М. Фрунзе, затем учился в военно-механическом институте и только потом поступил в театральное училище. Видно, все-таки призвание позвало. И военная служба отошла на второй план, уступив место театру и кино.
– А вообще годы молодые?..
– Годы молодые были для меня временем постоянного поиска жизненного пути. Судите сами даже по тому, где я учился. Вначале хотел стать подводником и учиться на штурманском факультете, а потом в военно-механическом институте была совсем другая стезя, связанная с ракетами. Вдруг захотелось стать бортинженером. Наше учебное заведение славилось тогда на всю страну – знаменитый Ленинградский военмех. В свое время институт заканчивали маршал Советского Союза Дмитрий Устинов, летчики-космонавты СССР, среди которых дважды Герой Советского Союза Георгий Гречко. Мне и самому хотелось полететь в космос в качестве бортинженера, но…
Впрочем, актерская и режиссерская профессия объединила все вместе, и могу сказать, что и зрителям в большей степени я стал известен как человек, исполняющий роли офицеров.
– А самую первую роль военного человека помните?
– Лучше скажу о той, что принесла признание зрителей и особенно запомнилась всем, – это роль слепого в одноименном фильме. Играл еще офицера разведки в «Сармате», офицера МЧС в «Капитанских детях», а в «07 меняет курс» я – командир бомбардировщика дальней авиации. Осенью на экраны выйдет фильм «Никто, кроме нас» Сергея Говорухина, в котором я играю начальника пограничной заставы. Снялся и в еще одной военной картине «Черные следопыты». Фильм этот о 1941 годе.
– Каждый раз, приступая к работе над новой ролью, надо вживаться в определенный образ, перевоплощаться. Как это удается?
– Я вспоминаю детство. У меня было достаточно хорошее воспитание. Патриотическое, хоть сейчас это слово и пообтерто. Чего скрывать, ведь тогда практически все мальчишки мечтали стать либо летчиками, либо пограничниками. Для нас это были романтические профессии. И спустя много лет романтизм остался в моей душе. Наверное, он и помогает.
Последние три года я тесно сотрудничаю с Международным общественным фондом «Правопорядок-Центр», который возглавляет полковник запаса Владимир Заречнев. В основном выезжаем в части специального назначения и к пограничникам. Посещение пограничных застав помогло мне лучше подготовиться к роли начальника погранзаставы в фильме «Никто, кроме нас».
– Где удалось побывать за эти годы?
– В Таджикистане, в Абхазии. Много было поездок по средней полосе и по центральной части России. А вот на этот раз – Северный Кавказ.
– Чем запомнилась эта поездка?
– В первую очередь посещением чеченского участка российско-грузинской границы. Теперь я представляю, где находится Аргунское ущелье, а в нем – Борзой и Тусхорой, о которых только слышал. А разве забыть, как наша делегация ехала с погранзаставы «Эзми» на заставу «Ляжги» Пограничного управления ФСБ России по Республике Ингушетия. По пути примерно 300 метров дороги снес сель. Пришлось всей нашей мужской группе выдвинуться по пограничной тропе пешком. Поднимались в гору в сопровождении пограничного наряда. Минут 45-50 потратили, чтобы преодолеть два километра. Те, кто оказался впервые в горах, по-настоящему прочувствовали, что такое служба на границе. Некоторым действительно было тяжело.
Думаю, что еще придет время осознания итогов поездки. Но и сейчас мне абсолютно ясно, что на южных рубежах нашей Родины служат настоящие му-жи-ки! Приехав на границу, увидел не шпану какую-то, извините за выражение. Я увидел настоящих солдат, настоящих офицеров: интеллигентных, воспитанных, подкованных во всех отношениях, несущих службу, как положено. Другими словами – патриотов страны нашей. Они не выпячивают себя, мол, мы здесь, а вы там. Они каждый на своем участке выполняют святое дело – защищают Родину.
– Сергей, а в родном Санкт-Петербурге насколько часто вы бываете?
– Я хотя и коренной питерец, но последние шесть лет живу в Москве. В Питере, к сожалению, бываю не так часто. В основном общаюсь по телефону. Правда, недавно повезло: две недели снимался в родном городе. Мне удалось почаще и с папой, и с мамой, и с сестрой пообщаться, да и с племянником. В последние годы они забыли, как я выгляжу, больше на экране видят. Да что там говорить, если и дочка моя редко меня видит. Ей скоро пять лет будет. Разлук было бы меньше, если бы не оставил театр. А сейчас работаю только в кино.
– Думаю, что этого «только» и так предостаточно в плане нагрузок. А ведь вы еще пишете слова и музыку песен для кинофильмов, в которых играете. Когда успеваете?
– А куда деваться? Уже привык к такому плотному творческому графику. Еще в 1996 году в содружестве с известными музыкантами Михаилом и Иваном Смирновыми я записал свой первый музыкальный альбом «Ловец». А второй альбом, который я посвятил 60-летию Великой Победы, вышел в 2005 году. Он составлен из песен, специально написанных для таких фильмов, как «Слепой», «Кадеты», «Инструктор», «Ловец». В альбоме звучат и песни на стихи Валерия Шитуева и Сергея Козлова – знаменитого сказочника, автора «Ежика в тумане».
– Сергей, что вы считаете главным в жизни?
– Когда мне исполнилось 25 лет, я вдруг понял, что нет ничего дороже, чем здоровье твоих близких и родных людей. Когда мне исполнилось 33 года, я понял, что кроме этой истины есть еще одна – нет ничего дороже любви, и чтобы всем этой любви хватало. Через край даже.