00:00, 24 августа 2007 года

Смотрение телевизора

Смотрение телевизора - сравнительно новый, молодой обычай, пришедший на смену разглядыванию книг, зеркал и поверхности самовара.

* * *

Поначалу чудо-ящик смотрели так: вокруг телевизора кружком (традиционный русский хоровод) собиралась вся семья и разглядывали телек со всех сторон.

Потом поняли, что со стороны экрана глядеть телевизор гораздо интереснее.

Первые славянские телевизоры-богатыри носили имена «Витязь» и «Славутич». Впоследствии они, к сожалению, погибли в неравном бою с японо-монгольскими «Тошибами». Показывали русские телевизоры не очень хорошо, поэтому перед экраном зажигали лампадку, чтобы было виднее. Антенны укрепляли на колодезных «журавлях» и при помощи ведра, воды и веревки добивались наилучшего приема.

Постепенно на смену пеньковой веревке пришел телевизионный кабель. Телеприемники стали показывать гораздо лучше, и смотреть их стали все чаще. К просмотру телевизора готовились заранее: утром вставали, шли на работу, работали весь день, а потом возвращались домой и садились в кресло. Программы передач переписывали от руки, передавали из уст в уста. Во многих домах телевизоры начинали работать с первыми петухами, и прекращали с последними радиоволнами. Для большинства людей самым большим наказанием стало отлучение от телеэкрана. Самых нехороших преступников ссылали в зоны неуверенного приёма.

В патриархальных русских семьях никто не имел права подходить к ручке переключения передач, кроме хозяина дома. А если и подходил, то у него ничего не получалось, потому что ручка ПТК чаще всего была сломана, а плоскогубцы хозяин всегда носил с собой. Поэтому чаще всего именно он включал телевизор, говорил: «Ну, посмотрим, что Бог послал!», переключал на свой любимый канал, садился в кресло и засыпал.

Когда появились пульты дистанционного управления, детей, которые постоянно переключали на мультики, глава семьи мог треснуть по голове пультом. Да и без мультиков детям не следовало брать «педаль» поперёд батьки. Любопытно, что первые пульты дистанционного управления были гораздо больше телевизора.

Женщинам вовсе не разрешалось пялиться в телек, но в принципе, если бездельница успевала помыть пол, посуду, постирать белье, приготовить завтрак, то — так уж и быть — ей дозволялось поглядеть кусочек испытательной таблицы. А посмотреть, кстати, было на что — великолепные черно-белые таблицы цветопроверки, сотворенные мастерами- экранописцами, сегодня можно увидеть только в музеях!

Огромной любовью телезрителей пользовалась также утренняя гимнастика. Бабы в тренировочных сарафанах вытворяли со сбруями, горшками и ухватами такое, что им хотелось подражать!

С просмотром некоторых передач у нашего народа связаны красивые обычаи. Так, в день трансляции важного футбольного матча женщины — согласно древней красивой традиции — заводили старинные женские народные песни («Палец о палец», «Ой, да хоть бы выхлопал ковер!», «Ой, да денежек малым-мало принес…»). Выслушав песни, глава семьи вставал, громко ударял пальцем о палец и уходил хлопать ковер или за денежками.

Телевизор сопровождал русского человека и в радости, и в горе. Если, скажем, в семье случалось какое-либо печальное событие, люди включали канал «Культура» и приглушали звук.

Но самым большим несчастьем считалась поломка самого телевизора. Неисправные телеприемники лечили токопусканием, причитаниями и прижиганиями паяльником. Если телевизор окончательно ломался, то его провожали всей семьей в мастерскую. Впереди несли инструкцию и лампы на красных подушечках.

Словом, к телевизору на Руси всегда относились весьма почтительно. Яркое тому свидетельство мы видим в Москве, на территории Кремля. Это старинный Царь-ящик с отколовшимся от экрана куском.