Народ счастливых людей
Впрочем, любая коллективная выставка представляет зрителю искусство «не одинаковое», однако в данном случае эта неодинаковость принципиальна. Как сказал в беседе один из организаторов выставки Павел Горбань, «главное для нас - дать каждому художнику возможность высказать все то, что он хочет и может». Поэтому отбор работ проводился без участия обычного в таких случаях выставкома: художникам было предложено взять ответственность перед зрителем на себя, и 18 авторов из Ставрополя, Невинномысска, Донского и Кочубеевского от этой ответственности не уклонились.
Выставка «Разное искусство» очень компактна и одновременно очень насыщенна: переходя от картины к картине, можно испытать всю гамму чувств, от раздражения до восхищения. Мне даже показалось, что эмоциональная агрессивность многих работ несколько нарочита. Очень характерен в этом смысле цикл картин Владимира Остапенко, работающего на грани отталкивания и притяжения, а также графический цикл Виктории Байгуловой, внешне напоминающий модный некогда «гиперреализм», но, очевидно, наполненный напряженной и очень человечной рефлексией о жизни души и тела. Сюда же примыкает плотная, с трагическим подтекстом, живопись Олега Чернова и разгул колористической стихии на картинах Надежды Локтионовой-Якустиди. Заразительно экспрессивен и уверен в себе Павел Горбань, у которого качество цвета порождает некую жизнеутверждающую энергию даже в цикле «Насилие». Невозможно не обратить внимание на серию «Оп-арт» Людмилы Котовой, работы которой снимают все противоречия между живописью и фотографией, а убедительность материального мира не устраняет субъективного взгляда на этот мир. Замечательны металлические скульптуры Василия Чуйкова – то забавные, то устрашающие, то загадочные, то притворно-простоватые.
Можно было бы посетовать на избыток метафорически-метафизических названий и тем, если бы не два участника. Во-первых, Александра Тишина с ее нарядными композициями, где легко угадать некое этнографическое начало, причем ее этнос скорее всего самоопределяется как «народ счастливых людей». Во-вторых, это Юрий Демченко, представивший серию тщательно написанных картин «Большая регата»: морские волны и паруса больших кораблей в неумолимо жаркий ставропольский день – это прекрасно само по себе.
Уже покидая выставку, я не удержалась от своей давней привычки - отыскать среди всех картин ту, которую мне бы захотелось повесить, скажем, у себя дома. Как правило, это небольшая работа, способная вызвать чувство тишины и умиления. На этот раз такой работой оказался натюрморт «Рябина красная», а написал его старейший из участников выставки, художник из села Кочубеевского Ким Молибога.